2024 год стал рекордным по количеству выборов – они проходят сразу в 50 странах, подсчитали эксперты Всемирного экономического форума. Но выборы в США 5 ноября будут иметь самые серьезные последствия для безопасности, стабильности и экономических перспектив всего мира, считает основатель Eurasia Group Ян Бреммер.
Он называет их самым серьезным вызовом 2024 года: «Проигравшая сторона – демократы или республиканцы – будет считать результат выборов нелегитимным и не будет готова его принять. Самая мощная страна в мире столкнулась с серьезнейшими вызовами для своих политических институтов – свободных и честных выборов, мирной передачи власти и системы сдержек и противовесов», – написал Бреммер.
Каковы шансы кандидатов
За день до начала голосования невозможно оценить, кто может одержать победу. Опросы общественного мнения, по данным Real Clear Polling, в среднем показывают, что Дональд Трамп опережает Камалу Харрис буквально на 0,1 процентного пункта – 48,5% против 48,4%. При этом опросы The Wall Street Journal, CNBC и Fox News показывают отрыв Трампа на 2-3 процентных пункта, в то время как опросы CBS, ABC News/Ipsos и Reuters/Ipsos дают преимущество Харрис в 1-3 процентных пункта.
В любом случае опросам нельзя полностью доверять, даже если бы они показывали значимое преимущество одного из кандидатов, отмечают стратеги JPMorgan, – некоторые избиратели предпочитают скрывать свои предпочтения. В итоге, например, на выборах 2016 года опросы предсказывали победу Хиллари Клинтон, однако в итоге Трамп неожиданно одержал победу. На выборах 2020 года большинство опросов показывало значительное преимущество Джо Байдена. И он победил, но разрыв с Трампом оказался меньше ожидаемого.
Возможны ли протесты после выборов
Издание Politico написало, что вполне вероятен сценарий, при котором Трамп в случае проигрыша все равно получит власть (или по крайней мере попытается сделать это). Журналисты издания поговорили с людьми, знакомыми с процессом выборов или вовлеченными в него. «Все они указывают на четкий консенсус: Трамп не только может снова попытаться отменить выборы, которые он проиграет, но он и его союзники уже закладывают основы для этого», – пишет Politico.
Однако команда аналитиков Barclays под руководством Аджая Раджадхьякши, к примеру, считает, что выборы, скорее всего, завершатся «плавной передачей власти». Американские институты достаточно сильны, чтобы обеспечить это. Макроэкономическое влияние возможных протестов со стороны сторонников Дональда Трампа или Камалы Харрис будет минимальным, пишут они в отчете, который цитирует Market Watch.
Выборы закончились: что дальше
Ключевые моменты в программах обоих кандидатов – это налоги, тарифы и миграционная политика, перечисляет руководитель отдела исследований государственной политики США Morgan Stanley Майкл Зезас.
– Харрис выступает за повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 21% до 28% и для состоятельных граждан. Трамп же напротив предлагает снизить налоги для бизнеса до 15% и усилить дерегулирование, что, по его мнению, простимулирует экономический рост. В этом случае победа Трампа увеличит доходы компаний из S&P 500 примерно на 4%, а победа Харрис приведет к снижению их доходов на 5%, подсчитывали аналитики Goldman Sachs.
– Трамп обещает усилить протекционистские меры и повысить пошлины на импорт. Для китайских товаров они составят 60%, для товаров из других стран – 10%. Харрис, напротив, придерживается более умеренного подхода – оставить пошлины на китайский импорт, но избегать мер масштабного протекционизма.
– Трамп выступает за жесткие меры борьбы с нелегальной миграцией. Харрис в случае победы, вероятно, будет выступать за усиление мер по борьбе с нелегальной миграцией, к примеру, за ужесточение правил получения убежища в США, но при этом продвигать и инициативы про-иммиграционной политики, написали эксперты Института мировой экономики Петерсона.
Но удастся ли им претворить в жизнь все свои планы – вопрос. В этом году вместе с президентскими выборами в Америке проходят и выборы в Сенат и Палату представителей. Избираются все 435 членов Палаты представителей и 34 члена Сената, то есть он обновляется на треть. Сейчас у республиканцев большинство в нижней палате Конгресса, демократы же контролируют Сенат.
Cостав Конгресса будет иметь ключевое значение, особенно в вопросах продления или изменения налоговых льгот, говорит Майкл Зезас. Если демократы получат Белый дом и большинство в обеих палатах Конгресса, они смогут одобрять бюджетные меры простым большинством, с помощью процесса «бюджетного примирения». В остальных случаях возможности администрации Харрис будут явно ограничены, написал для Project Syndicate почетный профессор экономики Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.
Зезас пишет, что победа республиканцев в Сенате более вероятна, так как демократам приходится бороться за большее число мест в штатах, поддержавших Трампа в 2020 году, а также там, где Байден выиграл с небольшим перевесом. BBC со ссылкой на опросы пишет, что партии могут «поменяться» контролем – демократы получат большинство в Палате представителей, а республиканцы – в Сенате.
Что будет означать победа Харрис или Трампа для рынков
Стратеги Amundi отмечают, что при президентстве Харрис, если демократы займут Палату представителей, а республиканцы – Сенат, экономическая и торговая политика США в основном останется без изменений. Но по вопросам бюджета могут возникнуть споры, что ограничит возможности роста госрасходов и выделения средств по отдельным направлениям. В частности, согласовывать выделение помощи Украине будет сложнее. Для рынков такой сценарий предполагает умеренное влияние на акции и относительно слабый доллар.
При победе Трампа, республиканском большинстве в Сенате и демократическом контроле Палаты представителей, президенту вероятно удастся добиться ужесточения политики для импортных пошлин. Это повысит инфляцию, окажет давление на процентные ставки и вызовет волатильность на фондовом рынке, заключают стратеги Amundi.
Если ставите на победу Трампа, шортите облигации и покупайте акции, советует Дэвид Сервантес, основатель управляющей компании Pinebrook Capital.
Приход Трампа к власти может вызвать резкий рост стоимости акций за счет снижения налогов и более благоприятных условий для малого бизнеса, пишут стратеги Amundi.
Но властям США придется нарастить долг, чтобы заместить выпадающие доходы бюджета. Комитет по ответственному бюджетному планированию посчитал, что инициативы Трампа приведут к необходимости дополнительного увеличения госдолга на $7,5 трлн в течение 10 лет. Это в два раза больше, чем потребуется для реализации инициатив Харрис. Увеличение объема выпуска облигаций может привести к снижению цены на них, и, как следствие, росту доходности. Кроме того, план Трампа по повышению пошлин разгонит инфляцию и усложнит для ФРС возможность снижать ставки.
Победа Камалы Харрис, напротив, может привести к замедлению роста акций, так как рынки будут ожидать более жесткого регулирования и увеличения налогов на корпорации, отмечают стратеги Amundi. Доходности облигаций, вероятно, тоже вырастут — из-за мер социальной поддержки, которые могут быть приняты в случае ее победы. Они тоже потребуют расходов, а значит и увеличения дефицита бюджета.
Однако не все разделяют мнение о том, что победа Трампа принесет позитив на рынок акций. Эти представления в большей степени базируются на том, что акции выросли после победы Трампа в прошлый раз, отмечает колумнист Bloomberg Джонатан Левин. Однако сегодняшняя ситуация отличается от 2016 года. Рынок акций рос в течение всего года, и есть вероятность, что рост уже достиг пика, кроме того, не стоит забывать о возможном росте инфляции в США в случае возвращения Трампа в Белый дом.
Инвесторы настроены чрезмерно оптимистично, возможно, пришло время продавать мировые акции, отмечают аналитики Bank of America во главе со стратегом Майклом Хартнеттом. В октябре банк провел опрос 195 управляющих активами на сумму $503 млрд. Результаты показали, что вложения в акции резко возросли, доля облигаций и уровень наличных в портфелях сократились. BofA называет это сигналом к продаже и отмечает, что с 2011 года было 11 подобных сигналов, за которыми в среднем следовало снижение мировых акций на 2,5% за месяц и на 0,8% за три месяца.
Как инвесторам подготовиться к выборам
Все это в теории, а на практике нужно помнить, что за последние три выборные кампании кандидаты в президенты сделали в общей сложности 700 обещаний и не выполнили и половины из них, говорится в отчете JPMorgan со ссылкой на данные Politifact. Во многом это произошло из-за действий оппозиционных партий в Конгрессе.
Иначе говоря, у инвесторов не может быть уверенности, что победитель на выборах будет точно следовать своим предвыборным обещаниям, обращает внимание главный инвестиционный директор Wilmington Trust Investment Advisors Энтони Рот. А потому результаты голосования окажут влияние на экономику и рынки в краткосрочной и среднесрочной перспективе, но их долгосрочное влияние окажется менее значительными.
Инвесторам следует обращать внимание на фундаментальные показатели, влияющие на макроэкономику, если ни одна из партий не добьется полной победы, говорит главный стратег BCA Research Марко Папич.
JPMorgan и вовсе замечает – то, какую партию представляет президент, никак не коррелирует с доходностью рынков. Например, в гонке 2020 года Байден проводил кампанию за сокращение ископаемого топлива и активизацию возобновляемых источников энергии, а придя к власти, принял Закон о сокращении инфляции, который предполагает выделение $369 млрд на мероприятия по сокращению выбросов. А президент Трамп активно поддерживал традиционную энергетическую отрасль.
Однако при Трампе индекс S&P 500 Energy упал на 40%, а индекс S&P 500 Global Clean Energy вырос на 275%. При Байдене индекс S&P 500 Energy почти удвоился, в то время как индекс S&P 500 Global Clean Energy упал на 50%.
В конечном итоге, двигали рынками макроэкономические факторы: меняющиеся условия спроса и предложения и процентные ставки влияли на производительность больше, чем любые решения или намерения Белого дома, пишут стратеги JPMorgan.
Аналитики Vanguard проанализировали данные за два столетия и обнаружили, что результаты президентских выборов не приводят к статистически значимым различиям в доходности классического портфеля, состоящего на 60% из акций и на 40% из облигаций, в период между выборами.
И все же обезопасить сбережения в преддверии выборов можно. JPMorgan рекомендует уменьшить долю в евро и увеличить вложения в швейцарский франк и британский фунт, которые считаются более стабильными. Эти валюты могут быть менее подвержены рискам, связанным с пошлинами и экономическим спадом в Европе, если победят республиканцы и внедрят протекционистские меры. Goldman Sachs прогнозирует, что стоимость евро в случае победы Трампа и республиканцев может упасть на 10%.