Инвестиции

Конец большой охоты: почему Трамп выбрал Скотта Бессента на роль главы Минфина 

Дональд Трамп номинировал на пост главы Минфина США Скотта Бессента. Фото: Reuters/Jonathan Drake

Избранный президент США Дональд Трамп определился с кандидатурой на пост министра финансов США — это Скотт Бессент, гендиректор хедж-фонда Key Square Capital Management. Других кандидатов избранный президент выщелкивал, как орешки: за ключевую должность – управляющего крупнейшей экономикой мира – в США развернулась нешуточная борьба. Так ли этот человек будет влиятелен в команде Трампа?  

«Поливание помоями»

Напряженность при выборе кандидатуры нового министра финансов легко объяснить. Это ключевой член администрации президента США, он консультирует главу государства по основным экономическим и бюджетным вопросам. Независимо от партийной принадлежности, министры финансов традиционно поддерживают политику сильного доллара, стимулирования экономического роста, обеспечения стабильности на рынках, в том числе долговых, где они размещают казначейские облигации для финансирования госрасходов. Кроме того, в их ведении поддержание стабильности налоговой базы, напоминает CNN.

В качестве министра финансов Бессент также будет консультировать Трампа по кандидатуре нового председателя ФРС (срок полномочий Джерома Пауэлла истекает в мае 2026 года). Бессент ранее в интервью Barron’s высказывал крайне нетрадиционную идею заранее выбрать «теневого» председателя ФРС — он смог бы давать комментарии и прогнозы по изменению процентных ставок, а впоследствии и стать преемником Пауэлла. Но ее реализация будет означать подрыв независимости регулятора, что опасно для проведения эффективной денежно-кредитной политики. 

Как шла борьба за пост главы Минфина 

Кандидатами на пост министра финансов были в основном крупные фигуры с Уолл-стрит – руководители инвестиционных компаний, причем шансы претендентов несколько раз менялись. 

Скотт Бессент с самого начала считался одним из фаворитов этой кадровой гонки. Он известен прежде всего тем, что участвовал в крупных операциях фонда Джорджа Сороса против британского фунта в 1991 году и японской иены в 2013 году. Он также преподавал историю экономики в Йельском университете, который ранее окончил. Bloomberg пишет, что он может стать одним из богатейших министров финансов в современной истории. Кроме того, он станет вторым министром финансов в истории США, после Стивена Мнучина, кто работал в компаниях, связанных с Соросом. 

Его ближайшим конкурентом за пост главы Минфина был миллиардер Говард Латник, гендиректор брокерской компании Cantor Fitzgerald. Он, в свою очередь, известен тем, что по счастливой случайности (отводил сына в детский сад) не попал утром 11 сентября 2001 года в офис, который находился на верхних этажах одной из башен Всемирного торгового центра. В результате теракта погибло 658 сотрудников фирмы, но Латник в итоге не только смог восстановить бизнес, но и в течение пяти лет перечислял 25% прибыли семьям погибших. В общей сложности он выплатил им $180 млн. Cantor Fitzgerald – один из крупнейших первичных дилеров, работающих на рынке казначейских облигаций США.

В последнюю пару недель между лагерями сторонников Бессента и Латника разгорелась настоящая война, которую знакомый с противостоянием человек описал Financial Times как «поливание помоями». По словам источников The Wall Street Journal, она привела в раздражение Трампа и его ближайших советников, и они стали рассматривать новые кандидатуры. 

Две недели назад Трамп практически принял решение отдать должность Бессенту, о чем некоторые члены команды избранного президента стали сообщать союзникам, писал CNN. Но в этот момент, как рассказали агентству четыре знающих об этом человека, Латник начал агрессивную кампанию по продвижению самого себя, доказывая, что он приложит все силы для введения обещанных Трампом импортных пошлин.

На его стороне стал играть и техномиллиардер Илон Маск, активно участвующий в формировании новой администрации, где он сам будет заниматься повышением эффективности госслужбы. «Я считаю, что Бессент – это обычный выбор, в то время как Латник действительно сможет добиться перемен, – написал Маск в Х 16 ноября. – Работа в привычном режиме приведет Америку к банкротству, поэтому нам так или иначе нужны перемены». Маск призвал своих последователей «высказаться по этому поводу, чтобы Трамп принял отзывы во внимание».

Но на Уолл-стрит Латник стал терять очки, в том числе, из-за своего поведения, рассказали FT руководители нескольких финансовых компаний. По словам одного донора Трампа, Латник, руководящий переходной командой, «действовал в стиле Дика Чейни» — тот в свое время возглавлял комитет по поиску кандидата в вице-президенты для Джорджа Буша-младшего, и в итоге комитет выбрал его самого. 

В понедельник, 18 ноября, даже стал распространяться документ, якобы свидетельствующий о плохих инвестиционных результатах фонда Бессента, – с явной целью дискредитировать финансиста. FT не смогла подтвердить его достоверность.

Бессент и Латник публично поддерживают Трампа и его экономическую политику, включая обещанные беспрецедентные импортные пошлины (60% для Китая и 10-20% – для всех остальных стран), хотя эта мера остается непопулярной среди ведущих экономистов. Но делают это финансисты по-разному. Латник выступает более напористо, чем Бессент, чье поведение более типично для министра финансов, которому порой приходится успокаивать Уолл-стрит во время экономических или рыночных потрясений, отмечал CNN.

В интервью FT Бессент называл идею пошлин «максималистской» переговорной позицией, которая, вероятно, будет размыта в ходе обсуждения с торговыми партнерами. «В целом, мое видение таково, что в конечном итоге он [Трамп] за свободную торговлю. Это эскалация ради деэскалации», – сказал Бессент. Латник же, выступая на предвыборном митинге Трампа в «Мэдисон-сквер-гарден», кричал: «Когда Америка была великой? … 125 лет назад. У нас не было подоходного налога, а все, что у нас было, – это пошлины».

Поддерживающие Бессента финансисты сказали FT, что у него есть опыт и авторитет для реализации ключевых положений экономической программы Трампа. В его пользу даже высказались некоторые бывшие противники избранного президента. «Я ненавижу Трампа, но люблю свою страну и хочу, чтобы мы добились успеха…Бессент – человек, с которым мы все сможем жить», – сказал один из ведущих доноров демократической партии.

Второй раунд

В итоге Трамп выдвинул Латника на пост министра торговли, а для министерства финансов стал рассматривать дополнительные кандидатуры. Переговоры начали вести с Кевином Уоршем, который был советником по экономической политике при Джордже Буше-младшем, а затем – членом совета управляющих ФРС, и миллиардером Марком Роуэном, гендиректором фонда прямых инвестиций Apollo Global Management. Некоторые близкие к Трампу люди также продвигали в качестве кандидата на пост главы американского Минфина сенатора от штата Теннесси Билла Хейгерти, который был экономическим советником при президенте Джордже Буше-старшем, а потом занимался бизнесом, пишет The Wall Street Journal.

Бессенту в итоге начали прочить пост директора Национального экономического совета, писал Bloomberg.

На фото — кандидаты на пост главы Минфина США, которых рассматривал Трамп. Это Кевин Уорш, Марк Роуэн, Билл Хейгерти и Скотт Бессент. Фото: коллаж kursiv.media

Роуэн прилетел из Гонконга, чтобы встретиться с Трампом во Флориде в среду, 20 ноября. Он пользовался поддержкой нескольких доверенных лиц избранного президента и доноров с Уолл-стрит, которые указывают на его богатый опыт работы на финансовых рынках, писал FT. «Марк блестящий, но очень независимый», – сказал один из его сторонников в финансовом секторе. Правда, у Роуэна могли возникнуть сложности с выходом из фонда, который управляет активами на $700 млрд.

Уорша советники Трампа еще весной предлагали в качестве потенциального сменщика Джерома Пауэлла на посту председателя ФРС. Правда, у них остаются сомнения относительно того, насколько он поддерживает протекционистскую экономическую повестку Трампа «Америка прежде всего», писал Bloomberg. 

Но Уорш имеет опыт взаимодействия с ФРС и Уолл-стрит во время кризиса. Инвесторы восприняли бы его назначение как признак стабильности, увидев в нем человека, который сможет противостоять некоторым из самых экстремальных сценариев введения импортных пошлин, говорил Дэвид Вессел, директор Центра Хатчинса по фискальной и денежной политике при Институте Брукингса.

Но в итоге вечером в пятницу, 22 ноября, Трамп сообщил, что номинировал Бессента на роль главы Минфина США. «Скотт уже давно является убежденным сторонником политики «Америка прежде всего», – процитировал его заявление Bloomberg. – Накануне 250-летия нашей великой страны он поможет мне начать новый золотой век для Соединенных Штатов, укрепив наши позиции в качестве ведущей экономики мира».

Насколько влиятелен министр финансов в команде Трампа

Перед тем как Трамп сделал выбор в пользу Бессента, аналитики Evercore ISI писали, что «инвесторы находятся в напряжении в связи с выбором министра финансов и тем, какой сигнал это даст относительно расстановки сил в администрации по вопросам экономической политики». 

Теперь Бессенту предстоит разбираться с «политическими дебрями» в Вашингтоне и применять опыт Уолл-стрит в кризисных ситуациях. За его действиями будут пристально следить инвесторы и финансовые институты, которые ожидают предсказуемости и стабильности, пишет Bloomberg.

Но не все считают выбор министра таким важным вопросом. Трамп ясно дал понять, что намерен ввести драконовские пошлины, так что если от конкретной кандидатуры что-то и будет зависеть, то, скорее, лишь скорости их введения, полагает Скотт Линсиком, вице-президент по вопросам экономики и торговли Института Катона. 

«Факт заключается в том, что если Трамп хочет пошлин, он их введет вне зависимости от того, кто будет министром финансов, торговым представителем США или кем-то еще, – сказал Линсиком CNN. – Он может использовать множество рычагов, так что я бы не ожидал тут большой разницы».