Казахстанская нефть подорожала и помогла стране нарастить экспортную выручку
Нефть в очередной раз помогла стране увеличить экспортную выручку. На этот раз она выросла благодаря удорожанию казахстанской нефти, хотя цена на эталонную марку практически осталась на прежнем уровне.
В январе – сентябре 2024 года экспорт товаров из РК в стоимостном выражении вырос на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Второй квартал подряд наблюдается положительная динамика, которая восстановилась в первом полугодии текущего года после полуторагодовой паузы. Kursiv Research в очередном обзоре разбирает, какие факторы вызвали рост товарного экспорта РК.
Нефть, уран и медь
В первые девять месяцев текущего года экспорт товаров из Казахстана составил $61,4 млрд, увеличившись за год на 5,6% в номинальном выражении. Рост экспортной выручки сопровождался усилением товарной концентрации, которая и без того остается чрезмерно высокой. В отчетном периоде десять крупнейших товаров сгенерировали порядка 76% от всей экспортной выручки, годом ранее – 73,2%.
Семь позиций из топ-10 экспортных товаров РК закрыли период с плюсом. Из них наибольший абсолютный прирост обеспечили отгрузки черного золота. Нефтяная экспортная выручка, составив $33,9 млрд, выросла на $2,7 млрд (+8,2%).
Увеличение объема в денежном выражении не связано с улучшением основных параметров нефтяной отрасли РК. Во-первых, в отчетном периоде нефтедобыча в стране сократилась на 0,4% (до 66,7 млн тонн). Из трех мегапроектов, от которых зависит экспорт, незначительный спад зафиксирован на Тенгизе (–1%) и на Карачаганаке (–0,8%). Уменьшение добычи на Тенгизском месторождении, которое в прошлом году обеспечило треть всей нефтедобычи РК, связано с проведением планового капитального ремонта на двух из пяти технологических ниток на заводе «Комплексные технологические линии» в августе текущего года. Добыча нефти и конденсата на Карачаганаке сократилась на 0,8% из-за внеплановых остановок компрессоров обратной закачки газа и снижения приемки со стороны Оренбургского ГПЗ. Небольшим приростом добычи отметился Кашаган (+0,2%), поскольку на месторождении не было внеплановых ремонтов.
Спад добычи отразился на физических поставках черного золота, которые увеличились на скромные 0,6% (до 53,8 млн тонн). Но казахстанским нефтяникам благоволила рыночная конъюнктура. На фоне незначительного удорожания эталонной марки Brent (+0,7%) заметно выросла таможенная цена за тонну казахстанской нефти – в среднем до $629,1 (+8%).
Вторую позицию с заметным отставанием от лидера занимают поставки урана. Экспорт этого сырья увеличился до $3,1 млрд (+59,7%). Прирост сформировался за счет удорожания продукта и увеличения объема поставок. В отчетном периоде средняя цена реализации по группе компаний «Казатомпром» выросла до $66,8 за фунт оксида урана, что на 38% больше, чем год назад.
Увеличение производства (до 16,8 тыс. тонн; +9%) сопровождалось сокращением продаж по группе компаний (до 11,6 тонны; –5%). Напомним, квартальные объемы продаж могут меняться из года в год, поскольку они зависят от запроса клиентов и срока физической поставки. Поэтому таможенная статистика, несмотря на сокращение продаж по группе компаний «Казатомпром», фиксирует увеличение отгрузок на 13% (на дополнительные 2,2 тыс. тонн).
В топ-10 экспортных продуктов РК традиционно входят два вида медной продукции. В отчетном периоде на третьем месте расположились поставки катодной меди, которые принесли стране порядка $2,7 млрд (+24,4%). Динамичный рост вызван увеличением стоимости и объема отгрузок. Согласно данным Всемирного банка, мировая цена за тонну меди в январе – сентябре 2024-го сложилась на уровне $9,1 тыс., или на 6,2% больше, чем годом ранее. Вслед за ростом мировых цен подорожала катодная медь из Казахстана – на 5,3%, до $8,6 тыс. за тонну этого продукта. В благоприятных ценовых условиях казахстанские предприятия нарастили выплавку катодной меди на дополнительные 53,9 тыс. тонн (+18,1%; до 352,5 тыс. тонн), и одновременно с этим объем экспортных поставок увеличился на дополнительные 48,8 тыс. тонн (до 318,3 тыс. тонн).
По объему выручки медные руды и концентраты заняли четвертое место. В отчетном периоде отгрузки этого продукта принесли стране порядка $2,4 млрд (+4,6%). Умеренный рост вызван сокращением физических поставок (–4%) на фоне увеличения экспортной стоимости (+8,9%), хотя внутреннее производство медных руд выросло на 7,7%, медных концентратов – на 2,8%.
На пятом месте поставки высокоуглеродистого феррохрома, которые в денежном выражении увеличились до $1,3 млрд (+2,7%). Слабая положительная динамика сформировалась из-за роста физических объемов на 24,5%, но на фоне сокращения экспортной стоимости на 17,5%. Объемы поставок выросли благодаря 25%-ному увеличению внутреннего производства.
В структуре топ-10 экспортных продуктов РК наибольшим приростом выделяются поставки самолетов и прочих летательных аппаратов с массой более 15 тонн – речь идет о широкофюзеляжных пассажирских самолетах. Экспортная выручка, составив $658,9 млн, увеличилась в 5 раз. Из данных КГД МФ РК следует, что Казахстан отправил 16 самолетов (с массой более 15 тонн), из них восемь – в Ирландию, пять – в Турцию и по одному в Грузию, Иорданию и Швейцарию.
В топ-10 три позиции закрыли период с минусом. Фиксируется сокращение экспортной выручки по отгрузкам природного газа (–22%; до $807,7 млн), мягкой пшеницы (–45,1%; до $695,1 млн) и прочих дистиллятов (–25,9%; $636,3 млн). Из этого списка по абсолютной величине потери выделяются отгрузки пшеницы мягких сортов (–$571 млн).
В итоге в январе – сентябре 2024 года экспортная выручка по семи позициям из топ-10 увеличилась на $5,1 млрд, в то время как по трем позициям зафиксированы потери на чуть более $1 млрд. Совокупная экспортная выручка увеличилась на 3,3 млрд, при этом порядка 55% потерь были сгенерированы номенклатурой товаров внутри топ-10 и 45% – за его пределами.
Допинг для быстрых побед
Kursiv Research в своих обзорах составляет топ-10 быстрорастущих экспортных позиций, чтобы дополнительно подсветить процессы, происходящие в экономике РК. Поскольку группа быстрорастущих товаров может выступать вспомогательным индикатором, отображающим системные успехи или провалы в экспортной деятельности страны, также это помогает выявить будущих экспортных чемпионов.
Для выявления быстрорастущих статей экспорта берутся позиции с величиной более $25 млн в отчетном периоде, которые делятся на показатель предыдущего года. Отсечение в $25 млн производится, чтобы исключить из анализа возможные неустойчивые контакты.
Десятку наиболее быстрорастущих статей можно поделить на две условные группы. В первой группе товары, для выпуска которых казахстанская экономика располагает соответствующими производственными мощностями и накопленными знаниями. Во вторую группу входят товары, выпуск которых не характерен для казахстанской экономики.
В первой группе шесть продуктов. Экспорт медных анодов в январе – сентябре 2024-го составил $30,8 млн, в аналогичном периоде предыдущего года таких операций зафиксировали всего на $19,7 тыс. Поставки сахара (прочего в твердом состоянии) за год выросли с $810,1 тыс. до $40,4 млн, увеличившись в 50 раз. Выручка от поставок N-ксилола выросла в 9 раз, с $10,1 млн в январе – сентябре 2023-го до $95,2 млн по итогам девяти месяцев 2024-го. Отгрузки кормов (прочих) выросли на 403% (до $168,3 млн), нитрата аммония – на 308% (до $40 млн) и металлоконструкций (исключительно или в основном изготовленные из листового материала) – на 151% (до $41,2 млн).
Поставки медных анодов показали динамичный рост из-за эффекта низкой базы. Официальная статистика с начала 2000-х фиксирует поставки на десятки миллионов долларов, причем рекорд был установлен в 2012 году: тогда отгрузки единственный раз превысили отметку $100 млн. Исторически основным покупателем выступала Россия, которая в прошлом году не стала приобретать медные аноды у Казахстана (за весь 2023-й отгрузки достигли $23 тыс.), но возобновила контракты в текущем году.
Аналогичная ситуация, когда динамичный рост был вызван эффектом низкой базы, наблюдается в поставках N-ксилола и нитрата аммония. Несколько иной характер бурного роста экспорта сахара: поставки оборвались в 2021 году, после этого фиксировались минимальные значения, в текущем году ситуация поменялась – и уже по итогам девяти месяцев объемы продаж превысили годовые значения за последние 19 лет.
Траектория роста экспорта кормов (прочих) с начала 2000-х отчасти характеризует этапы становления соответствующей индустрии. Поставки стабильно отслеживают с 2004 года, но объемы продолжительное время оставались ничтожными. Отметку $1 млн казахстанские производители перешли только в 2010 году, и в следующие семь лет положительная динамика сменяла отрицательную. Ситуация переломилась в 2018-м – продажи удваивались каждый год, и это привело к тому, что в прошлом году они впервые превысили $50 млн. В текущем году динамика ускорилась, и уже по итогам девяти месяцев 2024-го экспорт кормов для животных, составив $168,3 млн, вышел на исторический максимум.
Закупки активно наращивает Китай, который с 2022 года стал ключевым экспортным направлением для сбыта казахстанских кормов для животных. В текущем году Поднебесная забрала порядка 95% от всего экспорта этого продукта. Заметим, что рост отгрузок сопровождается стабильным расширением производства кормовой муки и готовых кормов для животных (кроме муки и гранул из люцерны). В ретроспективе пяти лет выпуск этих продуктов увеличился на 86 и 20% соответственно.
Среди товаров, для производства которых казахстанская экономика не обладает соответствующими производственной инфраструктурой и накопленными знаниями, фиксируется рост экспорта широкофюзеляжных самолетов (+890%; до $36 млн), электрогенераторных установок с искровым зажиганием (+808%; до $51,7 млн) и турбореактивных двигателей с тягой 24–44 кН (+282; до $80,4 млн).
Если пассажирские самолеты попадают в таможенную статистику из-за запутанных схем авиационного лизинга, то поставки электрогенераторов, по всей видимости, идут в рамках реэкспорта – об этом Kursiv Research детально писал в предыдущем обзоре. Из новых товаров, которые оказались в списке быстрорастущих, но которые казахстанская экономика еще не научилась производить, можно выделить турбореактивные двигатели.
Причина возросшего экспорта этого продукта кроется в необходимости обслуживать парк самолетов. Впервые поставки турбореактивных двигателей (с тягой 25–44 кН) достигли нескольких десятков миллионов долларов в 2014 году ($53 млн). Значительные суммы также были зафиксированы в 2020 году ($69 млн), 2021 году ($65 млн) и 2022 году ($107 млн). В эти годы Казахстан в основном поставлял турбореактивные двигатели в США, Германию и Францию – страны, обладающие технологиями полного цикла создания современных авиадвигателей. Они же предоставляют услуги технической поддержки авиадвигателей. В то же время с нашей стороны отсутствуют отгрузки в Россию, у которой из-за санкций нет доступа к запчастям и техподдержке.
Западно-восточный рост
Kursiv Research определил четыре ключевых направления для анализа продуктовой структуры экспорта: ЕС-27, страны ЕАЭС и Центральной Азии, а также Китай. Из них наименее сложная ситуация с Евросоюзом, поскольку львиную долю казахстанского экспорта в этом направлении составляют сырая нефть, газ и нефтепродукты. Увеличение добычи углеводородов или удорожание нефти приводит к росту экспортной выручки, и наоборот.
В январе – сентябре 2024-го казахстанский экспорт в ЕС-27 вырос до $29,1 млрд (+27,7%), из которых на долю сырой нефти приходится 91,5%. В отчетном периоде контрагенты из ЕС увеличили объем закупок черного золота на 7 млн тонн. Это вкупе с довольно чувствительным удешевлением нефти из РК в европейском направлении (–7,4%) позволило заработать на $6,4 млрд больше, чем в январе – сентябре 2023 года. Италия, нарастив импорт на дополнительные 5 млн тонн нефти, обеспечила основной прирост физических поставок казахстанского сырья в страны ЕС-27.
Экспорт РК в китайском направлении вырос до $11,1 млрд, прибавив 7,1%. В структуре топ-10 экспортных товаров РК в КНР положительную динамику показали восемь позиций: медные руды и концентраты (+5,4%; до $2,1 млрд), катодная медь (+33,4%; до $1,9 млрд), уран (+85,7%; до $1,2 млрд), феррохром (+54,8%; до $761,6 млн), ТВЭЛы (+145,5%; до $281,6 млн), нелегированный цинк, содержащий по массе 99,99% или более цинка (+41,9%; до $218,3 млн), руды и концентраты драгоценных металлов (+53,6%; до $216,5 млн), неагломерированные железные руды и концентраты (+50,8%; до $185,3 млн).
Однако сумма положительного вклада по вышеперечисленным восьми позициям меньше потерь, сгенерированных по двум из топ-10. В отчетном периоде Китай уменьшил импорт казахстанской нефти (–38,2%; до $1,8 млрд) и природного газа (–16,2%; до $750,4 млн). Таким образом, общий прирост экспорта в КНР обеспечили товары за пределами топ-10.
Если рассматривать структуру наиболее быстрорастущих экспортных продуктов (по отдельным направлениям сумма отсечения составляет $10 млн) в китайском направлении, то выделяется рост поставок нелегированного алюминия и оксида алюминия с практически нулевых значений в аналогичном периоде прошлого года. Наряду с поставками урана наибольший абсолютный прирост показал экспорт кормов (прочих) и ТВЭЛов – на $135,2 млн и на $166,9 млн соответственно.
Отмечается снижение экспорта в три из четырех стран ЕАЭС: поставки в РФ сократились на 10,1% (до $6,8 млрд), в Беларусь – на 10,3% (до $112,2 млн), в Армению – на 40,7% (до $12,6 млн). Отгрузки в Кыргызстан выросли на 10,3% (до $901,6 млн).
Россия, на которую приходится 87% экспорта РК в страны ЕАЭС, сократила поставки из Казахстана по двум позициям из топ-10: необработанное золото (–5,3%; до $121 млн) и неагломерированные железные руды и концентраты (–33,1%; до $113,4 млн). Соответственно, в плюсе восемь позиций: уран (+32,3%; до $1,2 млрд), оксид алюминия (+19,2%; до $260,1 млн), горячекатаный плоский прокат толщиной более 10 мм (+20,5%; до $252,2 млн), агломерированные железные руды и концентраты (+130,4%; до $203,9 млн), оцинкованный плоский прокат (+13,5%; до $193,5 млн), медные руды и концентраты (+21%; до $172,9 млн), холоднокатаный плоский прокат толщиной более 3 мм (+4,5%; до $160,8 млн) и нелегированный цинк, содержащий по массе 99,99% или более (+355,4%; до $129,8 млн).
Совокупные потери в российском направлении составили почти $758,8 млн, из которых только $62,7 млн сгенерировали товары из топ-10. Если учесть, что в российском направлении самая низкая товарная концентрация по сравнению с другими ключевыми торговыми партнерами (в отчетном периоде на топ-10 пришлось 41,6%), то основные потери пришлись на товары за пределами десятки.
В списке быстрорастущих товаров по российскому направлению выделяются поставки уже упоминавшихся медных анодов (с нулевых значений в аналогичном периоде 2023-го), лома из легированной стали (в 45 раз). Активные темпы прироста отмечаются и в поставках изолирующей арматуры (+1630%) и самосвалов (+999%), а также электрогенераторных установок (+888%).
Экспорт в Центральную Азию в январе – сентябре 2024 года сократился на 6,3% (до $3,8 млрд). Спад связан с охлаждением торговли с Узбекистаном, на долю которого приходится 52,4% торговли со странами этого региона. Отгрузки в узбекском направлении упали на 13,9% (до $2 млрд), в туркменском – на 34,7% (до $207,7 млн). Кыргызстан и Таджикистан, напротив, увеличили импорт из РК – на 15,2% (до $703,3 млн) и на 10,3% (до $901,6 млн) соответственно.
В структуре поставок основному торговому партнеру в ЦА – Узбекистану – главные десять продуктов занимают 46%. Спад наблюдается по пяти позициям, причем в январе – сентябре 2024 года продолжилось сокращение экспорта пшеницы мягких сортов, многолетнего лидера. В отчетном периоде поставки этого продукта сжались на 34,8% (до $399 млн). Сократились также отгрузки муки (–13%%; до $104 млн), стальной заготовки прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения (–0,7%; до $73,9 млн), медных руд и концентратов (–42,4%; до $50 млн) и стальной заготовки прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения (–16,8%; до $36,1 млн).
Одновременно с этим увеличились поставки сырого подсолнечного и сафлорового масла (+15,9%; до $76,2 млн), горячекатаного плоского проката толщиной менее 3 мм (+50,4%; до $50,5 млн), минеральной и газированной воды (+34,3%; до $46,1 млн), прочих дистиллятов (+26,6%; до $39,6 млн), а также прочего подсолнечного и сафлорового масла (+53,1%; до $36,3 млн).
Среди самых быстрорастущих (с объемом поставок свыше $10 млн в отчетном периоде) выделяются два вида продукции. Поставки сахара в твердом состоянии в стоимостном выражении выросли в 41 раз. Активный рост также зафиксирован по поставкам пультов и панелей на напряжение не более 1000 В (+972%; до $17,8 млн), древесно-стружечных плит (+512%; до $11,7 млн) и необработанного серебра (+251%; до $11,5 млн).