Российский «СИБУР» прекратит поставки пропана казахстанскому Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. (KPI) с декабря текущего года, с этого момента все поставки сырья вновь будет осуществлять «Тенгизшевройл» (ТШО), который более месяца назад неожиданно сократил поставки, сообщил «Курсиву» генеральный директор KPI Дамир Ашимов.
«Получаем и от Тенгиза, и от «СИБУРа». С начала декабря. Следует отметить, что поставка идет. Примерно такой же объем и на ноябрь (намечено получить 11 тыс. тонн пропана с тобольского «ЗапСибНефтеХима», входящего в российский «СИБУР» — Курсив). В декабре – нет, уже будет Тенгиз полностью поставлять», — сказал он «Курсиву», отвечая на соответствующие вопросы.
Ашимов уточнил, что «Тенгизшевройл» увеличит с 1 декабря поставки пропана до уровня, на котором они находились до просадки этой осенью.
«Полипропилена — 275 тыс. тонн (планируется произвести по итогам 2024 года – Курсив)», — сказал он, уточнив, что компания планирует реализовать весь этот объем.
По его словам, KPI уже вышел на ежесуточную проектную мощность.
«Завод уже вышел на производственную мощность. Да — в моменте мы уже вышли на ежесуточную производственную мощность», — сказал Ашимов.
Компания, по его словам, немного снизила выпуск полипропилена после того как «Тенгизшевройл» неожиданно сократил поставки пропана на KPI. Последний был вынужден искать дополнительные источники сырья, которые компании предоставил «СИБУР», начавший в октябре поставки пропана из Тобольска.
Таким образом, полагает Ашимов, если поставки сырья для KPI в 2025 году будут стабильными, то компания может выйти в следующем году на годовую производственную мощность в 500 тыс. тонн полипропилена. Завод был запущен в конце 2022 года, однако за почти два года не мог выйти на проектную мощность.
По данным отраслевых источников Reuters, в октябре с завода «СИБУР» в Тобольске (ЗапСибНефтеХим») было отгружено около 11 тыс. тонн пропана в направлении станции Карабатан (Атырау) для KPI. В ноябре-декабре планировалась поставка около 14-15 тыс. тонн сырья в месяц.
ТШО поставлял на завод, в среднем, около 45 тыс. тонн СУГ в месяц, однако с 26 октября он проводит внеплановый ремонт на производственных объектах Тенгиза, что повлекло за собой сокращение производства сжиженного газа.
В свою очередь и.о. генерального директора «Тенгизшевройла» Стивен Коннор отказался сообщить «Курсиву» какую-либо информацию о текущих ежесуточных объемах добычи, предложив обратиться в пресс-службу компании, где ранее «Курсиву» не подтвердили снижение суточных объемов добычи нефти с конца октября.
Ежесуточные объемы добычи нефти на крупнейшем месторождении Казахстана – Тенгизе – сократились с 26 октября примерно на 21%, или 13,1 тыс. тонн – до 62,6 тыс. тонн (496,2 тыс. баррелей), сообщил 13 ноября со ссылкой на три отраслевых источника Reuters. Позднее в ТШО «Курсиву» не подтвердили данную информацию, однако через несколько дней министерство энергетики Казахстана сообщило о снижении ежесуточной добычи на Тенгизе.
«Добыча нефти на предприятии уменьшилась на 28–30%, что соответствует 61–63 тыс. тонн в сутки. Производство на заводе второго поколения (ЗВП) было частично остановлено для проведения ремонтных работ на котле-утилизаторе E-401A установки 400. В результате осмотра оборудования были обнаружены локальные сквозные коррозионные повреждения», — говорилось в опубликованном сообщении.
При этом ремонтные работы, по данным Минэнерго, планировалось завершить к 23 ноября.
В свою очередь председатель правления «КазМунайГаза» Асхат Хасенов на брифинге 22 ноября сообщил, что ежесуточный объем добычи нефти отстает от аналогичного показателя до его падения на 10 тыс. тонн, то есть фактически чуть улучшились с 13 ноября.
Заместитель председателя правления «КазМунайГаза» Диана Арысова сообщила 22 ноября «Курсиву», что конфигурация по проекту «Силлено» уже определена.
«FID все приняты, но об этом по-моему объявляли. Здесь как бы понятно, что мы в первую очередь бизнес, соответственно, с точки зрения цен мы всегда выбираем то (оборудование – Курсив), что лучше для бизнеса с точки зрения будущего потока, стоимости, каких-то сравнительных характеристик, естественно, без ущерба качеству», — сказала она.
Кроме того, она прокомментировала сбытовую политику, по которой «СИБУР» занимается продажей полипропилена, произведенного KPI.
«Там на самом деле такое сложное соглашение. Там очень много нюансов. У KPI на самом деле есть право самостоятельно осуществлять сбыт, если такое решение будет принято акционерами. На сегодняшний день мы проблем не видим», — сказала Арысова «Курсиву».
По ее словам, KPI должен выйти на проектную мощность до конца текущего года, а до этого шло тщательное тестирование всех узлов.
Исполнительный директор, член правления «СИБУРа» Павел Ляхович сообщил 18 ноября журналистам, что внутренний спрос на полипропилен в Казахстане составляет всего около 50 тыс. тонн или 10% от проектной мощности комплекса.
«Задача номер один – это, конечно, (поставлять произведенный в Атырау полиэтилен в – Курсив) Казахстан. Для чего, собственно говоря, и KPI создавался, и «Силлено» (проект по производству 1,2 млн тонн полиэтилена – Курсив) — первым делом покрыть потребности казахстанского рынка. Но в случае KPI при мощности 500 тыс. тонн казахстанский рынок сейчас перерабатывает примерно 50 тыс. тонн полипропилена (в год – Курсив), то есть 10% (от проектной мощности KPI – Курсив)», — сказал он.
В KPI прогнозировали в октябре, что импорт полипропилена в Казахстане по итогам 2024 года сократится до 17%, а доля KPI на местном рынке превысит 50%. Сегодня KPI производит восемь марок полипропилена, пять из которых ранее не производились в Казахстане. До конца текущего года планировалось освоить производство дополнительно трех марок полипропилена. В 2023 году KPI произвел 180 тыс. тонн полипропилена, купив 248,2 тыс. тонн пропана.
KPI продает собственную продукцию в Казахстане самостоятельно, в то время как за пределами республики ему помогает «СИБУР». По аналогичной схеме будет происходить сбыт и в «Силлено», отметил Ляхович.
«В «Силлено» точно также продажа внутри Казахстана будет вестись от лица «Силлено», за пределами Казахстана – акционеры «СИБУР» и Sinopec имеют оффтейк-соглашение на продажу полиэтилена», — сказал он.
Однако именно KPI или «Силлено» имеют право решать, где именно продавать свою продукцию – в зависимости от цен на нее и имеющегося со стороны потенциальных покупателей спроса, заверил он.
«И в случае с KPI, и в случае с «Силлено» СП является центром прибыли. СП само определяет и бизнес-план, который включает в себя доходную часть, где есть рынки, цены. В «Силлено» будет делаться точно также… Есть оффтейк-соглашение, где KPI для продаж продукции, которая не остается в Казахстане, нанял «Сибур», — сказал он.
Вместе с тем, он называет наиболее маржинальными продажи продукции на местном рынке, поскольку полипропилен и полиэтилен реализуется без учета транспортных расходов. По словам Ляховича, «СИБУР», поставляя полиэтилен в Казахстан, развивается рынок его переработки к моменту запуска завода в Атырау.