На открытии кинофестиваля «Евразия» показали картину «Нам нужен доктор», созданную по мотивам советской музыкальной комедии «Наш милый доктор». После первых же 10 минут этой работы стало ясно, что ее не стоит больше показывать никому. Желательно эту ленту вместе со всеми исходниками закрыть в самом дальнем чулане «Казахфильма», а дверь замуровать. Kursiv расскажет почему.
Вообще-то показывать плохое, точнее, не самое лучшее кино на открытии — это своего рода негласная традиция всех больших международных фестивалей, даже Канны и Венеция грешат этим. Если нет легкого и яркого фильма с большим количеством звезд, то выбирают что-то, чем не жаль пожертвовать, ведь самые громкие премьеры там обычно в конкурсе. Но кинофестиваль «Евразия» здесь, прямо скажем, перестарался. Ведь показанное «творчество» не оправдывает ни то, что это снимал дебютант, ни то, что проект начал один режиссер, а закончил другой (это всегда плохой признак), ни то, что у нас пока не умеют снимать мюзиклы. Ведь после просмотра этой ленты доктор понадобился всем.
«В Казахстане таких фильмов я еще не видел», — говорил режиссер-постановщик картины в своих интервью. Действительно, такую самодеятельность казахстанские кинокритики не видели давно. Одним словом, у недавнего фильма «София», который нас поразил своим «качеством», появился опасный конкурент.
О чем картина «Нам нужен доктор»
Для того чтобы проще было понять новую ленту, напомним сюжет оригинального фильма — в одном из алма-атинских санаториев трудится пожилой и всеми любимый доктор Анатолий Николаевич Лавров. В день его 60-летия коллектив решил сделать ему подарок — концерт артистов, которых он лечил. Три добровольца (одного из них сыграл легендарный певец Ермек Серкебаев) решают объездить всех знаменитых пациентов доктора, чтобы уговорить их выступить на его юбилее. Все они отказываются, но в финале выясняется, что они были заняты, потому что как раз планировали поздравить доктора. Все заканчивается красивым концертом. Именно в этом фильме звучат песни из золотого фонда казахстанской ретро-музыки: «Надо мной небо синее» в исполнении Ермека Серкебаева, «Вальс о весне», которую сначала поет совсем еще юная Бибигуль Тулегенова, а в финале картины ее распевают все вместе.
В новой ленте завязкой к истории тоже послужит юбилей врача — Николаю Анатольевичу Грачеву (Виктор Кулькин) 70 лет. Коллектив тоже его решает поздравить, но он внезапно пропадает. Для поздравления отправляют двух сотрудников: молодого врача Кайсара (Шарип Серик) и новую секретаршу (Карина Кудекова), которые только что познакомились. Треугольника здесь не будет. Третьей компаньонкой пары, отправившейся на поиск пропавшего врача, стала девочка Дана, сестренка офис-менеджера.
Почему «Нам нужен доктор» — это не кино, а плохо выстроенные танцы под музыку
Этот проект является одним из долгостроев студии. Сначала говорили, что фильм будет снимать комедиограф Аскар Бисембин («Свадьба на троих», «Больше, чем кино», «Келин особого назначения»). Главной звездой проекта тогда заявлялась певица Данэлия Тулешова, которая сейчас живет в Америке. Но он снял пару сцен и проект почему-то заморозили, чуть позже за него взялся рэпер, никогда ранее не снимавший кино Равиль Трумов. В титрах значатся оба.
Сценаристами выступили Аскар Бисембин, Сакен Токтагулов, Мейрман Абдраимов, Равиль Трумов и, похоже, сценарий писался по принципу письма из «Простоквашино». Впрочем, плохой сценарий — это лишь одна пятая часть всех бед, там плохо все. Все важные для мюзикла вещи провалены: хореография и танцы — плохо, декорации и костюмы — плохо, музыкальная часть и компьютерные эффекты — очень плохо, режиссура — очень-очень плохо. Самое лучшее и бесспорно удавшееся в картине — это титры. И, пожалуй, одна сцена, где скорая в неоновом свете мчит по трассе.
Объясняем детально:
Китчевая атмосфера
То, что авторы картины не любят и не понимают мюзиклы, заметно с первых же кадров. Они решили, что если раскрасить все пространство вокруг в цвета светофора, то все сразу заиграет новыми красками: разноцветные машины, розовые стены больницы, красные стулья. Уже через 10 минут от всего этого у зрителя рябит в глазах. Причем, цвет здесь нет несет абсолютно никакой информации для зрителя. К примеру, главный герой передвигается на лимонного цвета «Волге» (когда в последний раз на улицах Алматы вы видели такую рухлядь?). Что это должно сказать о герое? Что он — пижон, который любит внимание? Или то, что он глупый человек, который любит вкладывать в ремонт машины, которую уже нигде не обслуживают? Как-то не очень клеится с положительным главным героем. Обычно техническую часть спасают операторы-постановщики, здесь их два: Евгений Махметов и Казбек Амержанов, но и они не спасли этот балаган.
Мюзикл (или музыкальный фильм), в котором главные герои не могут петь сами
«Наш милый доктор» был задуман как фильм, который сможет показать всю палитру эстрадного искусства Казахстана 60-х, что демонстрирует новая картина, которая вышла спустя 67 лет? Как изменилось наше искусство? Нет. Половина музыкального материала: это очень плохие интерпретации песен, которые пело наше старшее поколение и поем мы: «Надо мной небо синее», спетая когда-то Ермеком Серкебаевым, «Той жыры» «Дос-Мукасана», «Любовь настала», исполненная Розой Рымбаевой.
Еще половина хитов, которые звучат здесь — это песни конца 90-х, начала 2000-х: «Девочка в платьице белом» от группы Musicola и «Я люблю тебя» JCS. Где актуальные хиты или взгляд современного человека на нашего музыкальное достояние? Представьте, как бы заиграла история, если бы героем стал молодой медбрат типа юного Скриптонита, который отучился в училище для родителей, а сам ночами сочиняет песни?
Музыкальные вставки в этом кинопродукте режут ухо — брать не поющего актера в мюзикл — идея провальная с самого начала, смотреть как Шарип Серик поет разными голосами в разных сценах (и ни разу своим) — мучение. С Кариной Кудековой ситуация чуть лучше.
Сцена, где сестренка Жанны впадает у одной черно-белой картины в прострацию и оказывается в другом мире, где она девочка в платьице белом — это пример крайне неудачной графики. По сюжету там непонятно что происходит — то ли ядерный взрыв на самом дел шарахнул, то ли это имелся ввиду нефтяной бум в Казахстане. В кульминационный момент появляется светящаяся рука, потом героиня возносится куда-то ввысь и становится понятно, что девочке тоже надо к доктору. Такие фантазии ребенку ни к чему.
Сценарий, поразивший даже зрителей с самой крепкой психикой
Сценарий плох на всех уровнях — и на уровне сюжета и на уровне диалогов. История про парня, который хочет быть доктором, а его заставляют продолжать дело отца-бизнесмена — банальная, их встреча с любимой — вообще одно сплошное клише: сначала чуть не сбил на машине (так влюбляются в 90% казахстанских комедий), потом много раз ругался с ней и убегали вместе от собаки, вот и вся любовь. Романтическая линия между героями Марата Алибаева (актер и тоймен) и Альфии Кунгужиновой (знаменитая каскадерша, актриса и просто красивая женщина) — откровенно лишняя. Любовная сцена между ними явно написана не под стакан минералки: в сюжете какие-то перевязанные бинтами мексиканцы с гитарами, Тарзан и другие продукты воспаленного воображения.
Сцена, где крадут девушку и она попадает в средневековье — там вокруг юрт и невесты выплясывают батыры в исторических костюмах — вообще за гранью добра и зла. В оригинале тоже есть люди в исторических костюмах, но там снимают фильм, все оправдано. Здесь какой-то ералаш. Тут тоже есть сцена с режиссером (его играет Толепберген Байсакалов), но тоже выглядит как не несущая ничего важного. Популярному музыканту Жантемиру Байхумедову в роли таксиста, не дали ни спеть, ни сыграть на гитаре, а герой Шарипа Серика в один момент предстает перед зрителями в виде супергероя (буквально — он в спецкостюме и трико).
В общем, организаторы фестиваля анонсировали этот фильм как «семейную картину, наполненную тонким юмором, глубокими эмоциями и жизненной философией». Но юмор там настолько тонкий, что его не прочувствуешь и вовсе — нет ни одной яркой и смешной шутки, глубокие эмоции она действительно вызывает, но, как вы поняли, только негативные. Что касается жизненной философии и выводов, то здесь он один. Не стоит снимать кино тем, кто понятия не имеет как это делать. Тем более, браться за такой сложный жанр как мюзикл. И уж тем паче, за ремейк.
Можно ли было этого избежать?
Понятно, что «Нам нужен доктор» — это не столько просчет новой дирекции, сколько тяжелое казахфильмовское наследие, оставшееся от прежних команд (а там она сменялась не раз за последние годы), но открывать этим международный фестиваль было ошибкой. Тем более, если «Евразии» хотели устроить большой перезапуск. Были ведь другие претенденты на фильм-открытие — взять хотя бы отреставрированную версию фильма «Алдар Косе Безбородый обманщик» Шакена Айманова. Показ этой картины запланирован как специальное событие фестиваля, но было бы честью открыть им ивент. Тем более, что в этом году «Казахфильм» отмечает свое 90-летие из них 40 лет национальная студия носит имя Шакена Айманова. Кроме того, есть еще один важный юбилей — 110 лет со дня рождения Шакена Кенжетаевича.