В музее Баян-Улгийского аймака в Монголии представлен старинный казахский кимешек. Роскошный, отделанный серебром и золотом, он мог обойтись своей владелице примерно в пять лошадей, то есть в пересчете на сегодняшний день – больше пяти миллионов тенге.
Этнодизайнер Тілек Султан считает, что это не предел. Если кимешек украшали кораллами и жемчугом, его стоимость еще повышалась. Впрочем, на открытии его персональной выставки в Национальном музее РК в Астане меньше всего говорили о цене. Больше – о ценности. Она так и называется – «Киелі кимешек» («Священный кимешек»).
Мужчины тоже вышивают
Сначала о дизайнере. Он родился в Урумчи, центре Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Соответственно, соседями семьи были казахи и уйгуры, которые трепетно берегли все свое: одежду, украшения, обычаи, а Тілек все замечал и запоминал. Через много лет, уже в Казахстане, когда известный бренд украшений выпустит «традиционные казахские» (в кавычках) серьги, он вспомнит эту, скажем так, модель: такие носила соседка, прекрасная уйгурская женщина Зайнап-апа. Она же и сказала ему, как они называются: «зире балдак». Сказала потому, что пятилетний мальчик ее об этом спросил, то есть уже тогда было ясно, кем станет Тілек Султан. Правда, уже не в Китае, а на исторической родине.
И здесь очень важный момент: когда его семья переехала в Казахстан, ему было 18 лет. И он, вместо того чтобы охать и ахать (как это делало старшее поколение), почему здесь все не так и совсем не по-казахски, стал делать все сам – и по-казахски. Ему хотелось сохранить хотя бы то немногое, что осталось, и дизайнер начал собирать старинные мебель, одежду, украшения, в том числе такие, что на первый взгляд восстановлению не подлежали, и потихоньку их реставрировать, собирая комплекты: сундук плюс подставка под него, парные браслеты, шолпы (украшения для волос) на две косы…
Параллельно он занимался еще одним необычным (как минимум для мужчины) делом – вышивкой крючком, старинным казахским ремеслом кесте, благодаря которому казахи, по выражению ученого Владимира Чепелева, жили «в мире узоров, орнаментов». Одним из обязательных элементов этого мира был вышитый кимешек – головной убор замужней казашки. Матери.
Примерно семь-восемь лет назад Тілеку Султану принесли один такой кимешек с вопросом-просьбой: а можно сделать копию? (Старинная вещь принадлежала женщине из рода албан Старшего жуза.) Наверное, тогда он понял, что интерес к «архаичному головному убору», как писали в советское время, в современном Казахстане есть. Или, скажем так, появляется. А вместе с интересом – множество вопросов: что такое кимешек и что такое жаулык? как отличаются кимешеки разных родов и жузов? как повязывать шылауыш (некое подобие тюрбана)? Так началась коллекция и большая работа Тілека Султана по восстановлению не только собственно самого старинного головного убора, но и его истории.
Посвящение в мамы
Эта работа привлекла внимание ассоциации «Қара шаңырақ»: идея провести персональную выставку Тілека Султана принадлежит ее директору, этнологу-историку Турар Саттаркызы. Несколько месяцев ушло на то, чтобы уместить собранный за годы материал в одну выставку – результат сегодня можно увидеть в Национальном музее РК в Астане.
В экспозиции 30 кимешеков, из них 18 антикварные (самому старому 150 лет, самые «новые» датируются 70–80-ми годами прошлого века) и 12 созданы Тілеком Султаном по архивным фото и другим сохранившимся материалам. Очень важно: все головные уборы подписаны, как положено в музеях. Например: «Образец кимешека рода албан. Алматинская область, Нарынкол, 1960 год», «Образец кимешека рода шапырашты. Алматинская область, середина XX века», «Образец сулама-кимешека казахов Младшего жуза, проживающих в Кызылординской области» и т. д.
При желании уже только по этим подписям можно понять, в каких регионах советская власть особенно активно объясняла про «несоответствие» традиционного головного убора казашек «образу советской женщины». Аргументы, что на самом деле кимешек появился не просто так, а потому что в нем была необходимость, не принимались. Хотя основные функции кимешека были очевидны: белый (только белый) головной убор защищал голову женщины от солнца, а открытую женскую грудь во время кормления малыша – от любопытных глаз. Именно поэтому кимешек надевали не сразу после замужества, а только после рождения первого ребенка – и, кстати, это был небольшой, чисто женский праздник посвящения в мамы.
По словам Тілека Султана, в его коллекции нет кимешеков многих родов.
«У казахов сколько родов, столько и видов кимешеков, столько вариантов отделки, узоров вышивки, столько типов «накручивания» шылауыш, – говорит Тілек. – Много из этого мы видим на старых фото, но как это воссоздать, мы, к сожалению, не знаем».
Хочется добавить – «пока не знаем», потому что работа продолжается. Тілек Султан называет большие племена и роды, чьи кимешеки сложно найти: аргын, кыпчак, конырат, многие роды Младшего жуза. При этом в Китае и Монголии ситуация другая: если в начале 2000-х годов там тоже почти перестали носить кимешеки, то знания, к счастью, остались. И представительницы племен керей, найман, уак, проживающих в Китае и Монголии, могут рассказать во всех деталях, как их мамы и бабушки носили кимешек.
Впрочем, сначала они их шили. Как говорит Тілек Султан, когда-то большинство казашек сами шили свои кимешеки, украшая их вышивкой, кораллами, серебром. Исключение составляли очень богатые женщины: для них создавались, говоря современным языком, дизайнерские модели – одна из таких как раз и находится в музее в Баян-Улгийском аймаке в Монголии. К слову, Тілек Султан не только сам вышивает изящные орнаменты на традиционных головных уборах, но и обучает казахскому ремеслу кесте желающих – возможно, однажды кто-нибудь из его учениц вышьет себе кимешек.
Историю рода читаем по кимешеку
На выставке «Киелі кимешек» в Национальном музее РК особо выделяется кимешек рода қызай – с богатой вышивкой и крупным серебряным украшением. И это совершенно чудесная история. Вопреки опять-таки современной трактовке старых традиций (это когда у женщины нет права голоса, да и вообще никаких прав), у казахов есть несколько родов, получивших свои названия в честь женщин. Один из таких – род Қызай ана. По преданию, девушка по имени Кунбиби из Старшего жуза была настоящей мастерицей, на ее вышивку специально приходили полюбоваться из других аулов. Она вышла замуж за жигита из племени найман Среднего жуза, и в новой семье продолжала заниматься творчеством – о том, что это на самом деле было творчество, а не просто рукоделие, говорят сохранившиеся образцы созданной ею одежды. И главный из них – это особенная модель кимешека, та самая, богато украшенная вышивкой, с крупным серебряным украшением. До Қызай ана (так ее стали называть, практически забыв настоящее имя) таких в казахских степях не было. При этом она была не только талантливой, но и мудрой женщиной, помогала многим, и о ее потомках говорили: «Это дети Қызай ана». Так появился род, названный в ее честь.
Поэтому мы должны сохранить кимешек, считает Тілек Султан. В этих нескольких метрах белой ткани зашиты легенды, правила жизни, мировоззрение, сама история казахов. Поэтому он так и назвал свою выставку – «Киелі кимешек» («Священный кимешек»).
При этом дизайнер далек от мыслей и настроений, что периодически возникают в социальных сетях, когда там призывают полностью вернуться к национальной одежде.
«Мы живем в XXI веке, – напоминает Тілек Султан. – Нельзя сегодня говорить: «Ты должна носить то-то и то-то». Но помнить о том, что такое кимешек, показывать его в музеях, понимать его значение – чем он был и остается для казахов, – нужно».