Обвал тенге, продажа крупных компаний иностранцам и проблемы с бюджетом. Главные события в экономике Казахстана за год
Нынешний, 2024 год запомнился казахстанцам обвалом курса тенге, крупными сделками на рынке, перестановками в правительстве, проблемами с бюджетом и разработкой нового Налогового кодекса. «Курсив» рассказывает о ключевых событиях в экономике Казахстана, которые произошли за 12 месяцев.
Продажа госактивов иностранцам
В начале октября 2024 года катарский Lesha Bank официально стал владельцем казахстанского Bereke Bank, спустя полгода завершив сделку стоимостью 65 млрд тенге. До этого Bereke Bank принадлежал нацхолдингу «Байтерек», который приобрел актив у российского Сбербанка в 2022 году, чтобы вывести его из-под международных санкций.
Телеком-оператор «Казахтелеком» готовится завершить сделку по продаже дочерней компании «Мобайл Телеком-Сервис» (бренды Altel и Tele2) катарскому холдингу Power International Holding (PIH). Соглашение было подписано в феврале 2024 года в Дохе. В середине декабря PIH сообщил, что она будет закрыта в январе. Продажа мобильного оператора обсуждалась с 2023 года из-за монополизации рынка. В правительстве сообщали, что сумма сделки составит около $1,1 млрд. Материнская компания оценила активы в 536,2 млрд тенге. Ранее в качестве потенциального объекта приватизации назывался Kcell, однако сложная структура собственности затруднила принятие решения.
Выход Kaspi.kz на Nasdaq и покупка турецкого маркетплейса Hepsiburada
В конце января Kaspi.kz успешно провела IPO на американской бирже NASDAQ. Представитель NASDAQ сказал, что это первая компания из РК, которая «провела полноценное IPO в США». Мажоритарные акционеры (бизнесмены Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким) финтех-группы выручили $1 млрд. Было размещено 11,3 млн глобальных депозитарных расписок по $92 за бумагу. IPO стало крупнейшим на тот момент на NASDAQ. Оно подняло рыночную капитализацию Kaspi.kz до $6,5 млрд. Такую же сумму – $1 млрд – компания привлекла в 2020 году на IPO в Лондоне. Однако уже весной 2022-го компания запустила программу обратного выкупа своих бумаг.
Кроме того, в середине октября Kaspi.kz объявила о покупке 65% акций турецкого маркетплейса Hepsiburada за $1,13 млрд. Ожидается, что сделка будет завершена в первом квартале 2025 года после ее одобрения регулирующими органами Турции. Несмотря на объединение, обе компании сохранят свои бренды и операционные структуры. Hepsiburada, основанная в 2000 году, является одной из ведущих платформ электронной коммерции в Турции и единственной турецкой компанией, акции которой торгуются на NASDAQ.
Падение стоимости акций Air Astana после долгожданного IPO
В феврале Air Astana провела IPO, которого ожидали с 2011 года. В результате листинга она привлекла $120 млн. Общая сумма составила $370 млн (при полном исполнении опциона на дополнительное размещение) с учетом продажи существующих долей акционеров. В размещение также были вложены 24 млрд тенге из ЕНПФ.
С момента IPO (и на момент публикации этого текста) бумаги Air Astana потеряли треть своей стоимости, снизившись с 1 190 тенге до 800 тенге. Программа обратного выкупа акций, запущенная через 2,5 месяца после листинга, оказала лишь временную поддержку. Тем не менее, аналитики и Национальный банк прогнозируют рост стоимости акций до 50%, активно рекомендуя покупать их. На 1 октября акционерами компании указаны «Самрук-Казына» (41%), CITIBANK (23,6%), британская BAE Systems, являющаяся номинальным держателем АДР, торгуемых на NASDAQ (16,95%) и ЕНПФ (6,51%).
Переезд российских компаний в Казахстан
В марте 2024 года золотодобывающая компания Polymetal (сейчас Solidcore Resources) завершила продажу российских активов структуре Сергея Янчукова «Мангазея Плюс». Актив был оценен в $3,69 млрд. Прошлым летом компания перенесла юридическую регистрацию в Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), с того момента ее акции торгуются на бирже AIX. В октябре прошлого года Solidcore Resources включили в индекс AIX Qazaq Index. Выплата дивидендов пока приостановлена «до достижения ключевых целей по переработке и запасам золота» (планируется нарастить производство золота вдвое к 2029 году).
В июле 2024 года основанный россиянами розничный ретейлер Fix Price завершил перенос бизнеса с Кипра в юрисдикцию Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Этот шаг акционеры объяснили желанием упростить процедуру выплаты дивидендов. В августе компания провела делистинг глобальных депозитарных расписок (ГДР) с Лондонской биржи из-за приостановки торгов с марта 2022 года. Теперь ГДР Fix Price доступны на бирже AIX и Московской бирже, где одна расписка эквивалентна одной акции. В Казахстане сеть работает с 2016 года.
«Семейные сделки» с акциями ForteBank
В середине ноября стало известно, что основной акционер ForteBank Булат Утемуратов выкупил долю сына Алидара, увеличив свою с 83,4% до 90,9%. Причем в декабре 2022-го Булат Утемуратов передал сыну 5% акций. Условия сделки тогда не раскрывались. В первом квартале 2023 года Алидар Утемуратов увеличил свою долю до 7,34% акций.
В начале года акции ForteBank пережили ралли. Бумаги ForteBank подорожали в 2,5 раза с конца февраля до 18 марта. Схожая динамика наблюдалась с акциями БЦК, которые в марте снизились на 10,5% после значительного роста. ForteBank занимает пятую позицию среди банков Казахстана по объему активов, которые на 1 октября 2024 года составили 4,1 трлн тенге. Прибыль банка за третий квартал достигла 113,3 млрд тенге.
Миллиардные инвестиции Нацфонда в акции «Казатомпрома»
Летом правительство разрешило вкладывать средства Нацфонда в акции «Казатомпрома» для финансирования республиканского бюджета. Ранее на деньги Нацфонда можно было покупать бумаги только «КазМунайГаза» и «Самрук-Казыны».
Спустя месяц после принятия решения Нацбанк направил почти $1 млрд (467,4 млрд тенге) и приобрел 12% акций «Казатомпрома» у «Самрук-Казыны». Для этого были переданы активы Нацфонда на $970 млн в золотовалютные резервы Нацбанка в обмен на аналогичный объем свежеэмитированных тенге. Новым владельцем акций стало министерство финансов. В дальнейшем Нацбанк в течение четырех месяцев продавал валюту для изъятия денежной массы, которая оказалась на рынке.
Государство в лице Минфина и главы Нацбанка Тимура Сулейменова не раз называло покупку акций госкомпаний «выгодными инвестициями». По данным регулятора, в 2023-2024 годах Нацфонд заработал на этом более 500 млрд тенге. Сейчас «Казатомпром» на 62,99% принадлежит «Самрук-Казыне», на 12% — Минфину и на 24,34% — номинальному держателю CITIBANK.
Проблемы с бюджетом и растущие трансферты из Нацфонда
Эксперты не раз критиковали Нацбанк и правительство за неэффективное управление бюджетом, кризис госфинансов и слишком высокие изъятия из Нацфонда. Для покрытия дефицита бюджета в 2024 году объем изъятий был увеличен до 5,6 трлн тенге (изначально было 3,6 трлн), из которых 2 трлн составляют целевые трансферты.
На 2025 год в республиканском бюджете заложен размер гарантированного трансферта из Нацфонда в размере 2 трлн тенге, целевого (на проект по поручению главы государства) — 3,25 трлн тенге. Общий объем составит 5,25 трлн тенге. С 2026 года планируется сократить объем целевых трансфертов, заявлял бывший глава Минэкономики Нурлан Байбазаров.
На фоне критики Минэкономики в сентябре заявило, что до конца года планируется принять проект нового Бюджетного кодекса. Он установит более строгий контроль за выделением бюджетных средств и ужесточит условия использования целевых трансфертов. Сейчас документ находится на рассмотрении в Сенате.
Чтобы уменьшить зависимость от трансфертов, правительство намерено повысить эффективность налогового администрирования, сократить теневую экономику и оптимизировать расходы. Также запланировано усовершенствование механизма управления ликвидностью. Однако экономист Галымжан Айтказин не нашел ничего нового в плане бюджетных правил. Он заявил, что кризис с большой вероятностью будет продолжаться.
По прогнозам правительства, в 2025 году государственные расходы Казахстана вырастут на 8%, достигнув 25,1 трлн тенге. Дефицит бюджета планируется на уровне 2,7% к ВВП, госдолг — 36 трлн тенге, или 23% от ВВП.
Невыполнение обязательств перед ОПЕК+
Казахстан в начале 2024 года начал добывать нефти больше, чем предусмотрено обязательствами перед ОПЕК+, обещая компенсировать излишки до мая. Однако страна продолжила превышать установленные лимиты, параллельно заверяя, что все обязательства будут выполнены. В середине года Минэнерго уточнило, что компенсация будет осуществляться поэтапно до сентября 2025 года, подчеркнув готовность страны соблюдать согласованный план.
Также в ноябре Казахстан превысил установленные квоты, добыв на 16% больше нефти (1,498 млн баррелей), чем в октябре. Квота на первый квартал 2025 года для Казахстана установлена на уровне 1,468 млн баррелей в сутки, с постепенным увеличением до 1,550 млн баррелей в сутки к сентябрю 2026 года.
В начале декабря Казахстан вместе с партнерами по пакту ОПЕК+ договорился продлить сокращение добычи на 2,2 млн баррелей в сутки до конца марта 2025 года. В то же время, страна согласовала новый план компенсации за перепроизводство нефти в 2024 году: объемы снижения добычи вырастут с 699 тыс. до 750 тыс. баррелей в сутки в начале 2025 года. Эксперты сомневаются, что Казахстан сможет выполнить обязательства по сокращению добычи, так как, по их словам, решения о добыче принимаются в интересах бюджета, а не в соответствии с квотами ОПЕК+.
Планы трех МФО стать банками и одобрение регулятора только для одной
В середине июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поддержал решение корейской МФО BNK Finance Kazakhstan стать банком, хотя ранее две другие компании (Solva и KMF) на протяжении нескольких лет пытались получить разрешение регулятора на конвертацию. МФО BNK Finance Kazakhstan заявила о смене организационно-правовой формы с ТОО на АО в начале весны, и спустя 2-3 месяца получила одобрение АРРФР. Ожидается, что компания станет банком в 2025 году.
Solva и KMF также отложили преобразование в банк до следующего года. АРРФР все еще рассматривает их документы для выдачи разрешения на конвертацию. В 2022 году Токаев подписал закон, согласно которому МФО получили разрешение на преобразование в банк, не прерывая работу до получения лицензии.
Акционером МФО «БиЭнКей Финанс Казахстан» является корейская BNK Capital. Конечными бенефициарами Solva являются иностранцы Борис Батин, Александр Дунаев и Neo Crystal Holdings Ltd (ОАЭ). Контрольный пакет акций (60,43%) принадлежит американской некоммерческой организации ACDI VOKA через «KMF-Демеу».
Попытки принять Налоговый кодекс
С прошлого года в Казахстане пытаются принять Новый налоговый кодекс. Инициативу неоднократно переносили, так как ее обсуждение вызывало много вопросов у казахстанцев и экспертов. Президент Токаев поручал упростить Кодекс, чтобы он был понятен для всех, а затем заявил, что спешка в этом вопросе недопустима. В итоге принятие Налогового кодекса отложили на 2025 год, так как, по словам Токаева, «необходимо подготовить данный закон на качественном уровне».
Среди ключевых инициатив — упрощение налоговых режимов: восемь действующих СНР объединят в три с учетом интересов самозанятых, фермеров и бизнеса. В числе других изменений — введение «налога на роскошь» и дифференцированные ставки КПН, которые варьируются от 3% для сельхозпроизводителей до 25% для банковского сектора и игорного бизнеса. Также велись обсуждения о том, чтобы облагать налогами дивиденды и отменить льготы для операций с ценными бумагами на биржах AIX и KASE, но в итоге от этого решили отказаться.
Освобождение казахстанцев от сдачи декларации
К концу года Минфин предложил отменить четвертый этап всеобщего декларирования, который должен был охватить около 8 млн казахстанцев с 2025 года. Такое предложение озвучил Токаев еще в ноябре, его поддержал премьер-министр Олжас Бектенов.
Всеобщее декларирование доходов постепенно внедряется с 2021 года. В рамках первых трех этапов декларации сдают госслужащие, руководители квазигоссектора, предприниматели, а также их супруги. С января 2025 года планировалось обязательное декларирование для всех граждан. Если по итогам проверок деклараций у казахстанцев обнаружатся активы, которые не будут подтверждены официальными доходами, это вызовет вопросы у комитета госдоходов.
Продажа доли в KASE Мосбиржей на фоне санкций
В октябре Московская биржа (MOEX) продала 13,1% акций Казахстанской фондовой биржи (KASE). Новыми владельцами долей стали российские управляющие компании «Тетис Кэпитал» и «Баланс Эссет Менеджмент». Теперь им принадлежит 8,5% и 4,6% акций соответственно. Решение о продаже было принято после введения санкций США против Мосбиржи летом 2024 года.
Возможность выкупа также рассматривал Нацбанк Казахстана, владеющий 47% KASE. Его глава Тимур Сулейменов назвал решение о продаже «правильным и профессиональным», отметив, что санкционный статус мог осложнить деятельность KASE. Однако правила санкций не предусматривали автоматических ограничений на структуры, в которых российские компании владеют менее 50%.
Перестановки в правительстве и уход Мусина в «Казахтелеком»
В мае 2024 года Токаев назначил Жаслана Мадиева министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. На этом посту он сменил Багдата Мусина. До вступления в министерскую должность Мадиев возглавлял криптобиржу Binance Kazakhstan. В период его работы в юрисдикции МФЦА начали появляться новые криптобиржи, предоставляющие казахстанцам легальный доступ к торговле цифровыми активами.
Багдат Мусин, в свою очередь, стал председателем правления «Казахтелекома». Ранее он был известен как самый молодой министр в правительстве Аскара Мамина и запомнился заявлениями о том, что «интернет в Казахстане быстрее, чем в Токио», а также продвижением спутникового интернета Starlink. В пилотном режиме проект обеспечил доступ к интернету для почти 2 тыс. школ в удаленных регионах, однако массовое использование Starlink в Казахстане остается под вопросом из-за отсутствия наземной станции компании в стране.
Кроме того, под конец года Токаев уволил министра экономики Нурлана Байбазарова и назначил на это место Серика Жумангарина, который известен своим высказыванием в адрес журналистов «жынымды келтірмеңізші!» («не бесите меня!»). Политолог Газиз Абишев отметил, что Байбазаров допускал противоречивые заявления, которые усиливали инфляционные ожидания. Байбазоров был назначен в феврале 2024-го, таким образом, он проработал меньше года.
Премьер Олжас Бектенов поручил новому министру усилить работу по структурным изменениям в экономике, повысить качество бюджетного прогнозирования, поддерживать сбалансированную тарифную политику, способствовать развитию приоритетных отраслей, а также обеспечить реальный рост ВВП на уровне 6%.
Референдум по строительству АЭС в Алматинской области
В начале октября в Казахстане прошел референдум по вопросу строительства атомной электростанции (АЭС) в Алматинской области. Ее хотят построить в связи с растущим дефицитом электроэнергии в стране. Инициативу поддержали две трети казахстанцев. Токаев говорил, что проект должен быть реализован международным консорциумом компаний.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщал, что компанию или консорциум для строительства АЭС хотят выбрать в первом полугодии 2025 года. Наиболее предпочтительны будут решения, которые сократят сроки и снизят стоимость реализации проекта. Ожидается, что строительство АЭС мощностью 2,4 ГВт может длиться около 10 лет, а стоимость проекта достигнуть $15 млрд. Правительство подчеркнуло, что проект необходимо запускать в ближайшее время, чтобы обеспечить введение заявленных энергомощностей к 2035 году.
Ослабление тенге к концу года ниже 500 тенге и валютные интервенции Нацбанка
С середины ноября тенге начал слабеть и к концу декабря снизился до отметки в 513 тенге. Основными причинами названы падение курса рубля, укрепление индекса DXY (индекс доллара к основным валютам), рост волатильности на рынке нефти и высокий спрос на доллары внутри страны.
Нацбанк назвал курсовые колебания чрезмерными и с 15 по 28 ноября провел валютные интервенции в размере $1 млрд для поддержания курса. Регулятор пообещал делать так и впредь при возникновении угроз финансовой стабильности и чрезмерной волатильности на рынке.
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов назвал курс доллара выше 500 тенге «новым равновесием, с которым нужно жить». Он считает «не самым приятным моментом», что при нем курс достиг 500 тенге. Глава регулятора утверждал, что слабеющий тенге «сильно не скажется на росте цен на продукты», так как за последние годы Минсельхоз и фермеры обеспечили хорошее предложение казахстанских товаров.
Замглавы регулятора Виталий Тутушкин порекомендовал казахстанцам «не уделять много внимания самой цифре, а смотреть на динамику». «Сегодня 500, завтра 600, не надо привязываться к этому значению», — говорил он.
Несостоявшаяся торговая война с Россией
С 17 октября Россия ввела временные ограничения на ввоз ряда сельхозтоваров из Казахстана, включая пшеницу, чечевицу, дыни и семена льна, а также томаты и перцы из третьих стран, ввезенные через РК. Россельхознадзор объяснил это выявлением карантинных объектов в продукции. Он приостановил оформление фитосанитарных сертификатов, несмотря на отказ Минсельхоза РК признавать наличие вредителей в экспортной продукции.
Эксперты связывают решение России с запретом Казахстана на импорт российской пшеницы, действующим с 16 августа. Это ограничение было введено для защиты местного рынка на фоне хорошего урожая и дешевой российской продукции.
Зерновой союз Казахстана назвал ситуацию потенциальной «торговой войной» и предупредил, что обострение конфликта нанесет ущерб обеим сторонам. Союз призвал к скорейшему снятию ограничений, чтобы избежать дальнейших экономических потерь и укрепить сотрудничество в рамках ЕАЭС. Вице-премьер Серик Жумангарин заявил, что говорить о «торговой войне» между странами неправильно, отметив, что меры защиты рынков – это нормальная практика, если они остаются в разумных пределах.
Окончание многолетнего спора с семьей Стати
В начале декабря было подписано соглашение о прекращении спора между Казахстаном и молдавскими бизнесменами Анатолом и Габриэлем Стати. Урегулирование завершило 14-летний конфликт о нефтегазовых активах, который включал международные иски и замороженные активы. По словам представителей Казахстана, это решение окончательно закрывает все судебные процессы без права их возобновления.
Одним из важных итогов урегулирования стала разморозка активов Нацфонда Казахстана на сумму $80 млн. Сулейменов из Нацбанка назвал это событие «позитивной новостью», подчеркнув, что средства снова доступны. Казахстанские чиновники неоднократно подчеркивали, что с Казахстана в пользу Стати «ни один доллар взыскан не был». Три года назад Анатол Стати заявлял, что Казахстан потратил на тяжбы с ним около $300 млн.
В 1999 году компания Tristan Oil Ltd, связанная со Стати, приобрела доли в казахстанских Tolkynneftegaz и Kazpolmunay для эксплуатации месторождений Боранколь и Толкын. Однако в 2008 году власти Казахстана обвинили бизнесменов в нарушении налогового законодательства, что привело к передаче активов под управление «КазМунайТенгиз». Потеряв контроль над активами, Стати инициировали иски с требованиями вернуть вложенные средства.