Доллар за 600 тенге, нефть по $50 за баррель и осторожное снижение базовой ставки. Что ждет экономику Казахстана в 2025 году

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Что будет с курсом тенге, ценами на нефть и базовой ставкой в 2025 году / коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Дастан Шанай

Курс до 600-650 тенге за доллар, некачественный рост казахстанской экономики, осторожное снижение базовой ставки и продолжающийся бюджетный кризис. Такие прогнозы на 2025 год приводят опрошенные «Курсивом» эксперты.

Тенге может ослабеть ниже 600

Практически все опрошенные аналитики ожидают курс доллара в диапазоне 545-650 тенге к концу года. Среди факторов, от которых будет зависеть показатель, – глобальное укрепление доллара по отношению к основным мировым валютам, цены на нефть марки Brent и курс рубля. Экономист Нурсултан Таскаранов прогнозирует курс казахстанской валюты на уровне от 500 до 600 тенге за доллар.

Аналитики Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) предполагают, что курс доллара сложится на отметке 545 тенге. Аналогичного мнения придерживается директор Ipsum Finance Данияр Курмашев. Он ожидает, что значение будет выше текущего уровня (524 тенге) на 6%.

«Ожидается, что нефть и другие экспортные товары Казахстана подешевеют, что снизит доходы страны и окажет давление на тенге. Сокращение добычи в рамках соглашений ОПЕК+ может уменьшить экспорт, а это тоже не в пользу тенге. Замедление роста в Европе и Китае, которые покупают казахстанское сырье, может снизить спрос на экспорт. Также на курс будет влиять предполагаемый рост импорта и ухудшение геополитической ситуации», — уточняет Курмашев.

Финансовый советник компании R-Finance Арман Байганов среди негативных факторов, потенциально влияющих на курс казахстанской валюты, называет приход к власти в США Дональда Трампа. По мнению экономиста, в этом случае могут начаться торговые войны с Китаем и европейскими странами, что скажется на ценах сырьевых ресурсов.

Также на ослабление тенге могут повлиять растущий госдолг, стоимость его обслуживания, накопление внутренней инфляции и ее импорт, к примеру, из России (один из основных торговых партнеров Казахстана). Среди положительных факторов Байганов указывает на увеличение золотовалютных резервов и отсутствие отрицательной динамики по росту Нацфонда. По его оценкам, резервы выросли на 20% за последние три года, а активы Нацфонда достигли $60 млрд. Эти факторы, по мнению Байганова, помогут не допустить резкого обвала курса.

«Я предполагаю, если в среднем за 10 лет, с учетом дисконтирования инфляции, девальвация составляла по 7% в год, в США в среднем инфляция 3%. Если у нас инфляция в Казахстане в среднем 8-9%, отнимаете 3%, тогда 5-6% ослабление рубль-тенге. Доллар-тенге, я предполагаю, где-то, возможно, до 10-15% (576-602,6 тенге) в течение года может ослабление быть (от нынешних 524). Девальвация от 20 до 50% маловероятна, пока есть у нас подушка безопасности», — сказал Арман Байганов.

Финансовый аналитик Арман Бейсембаев предполагает, что в базовом сценарии курс нацвалюты снизится до отметки 550 тенге за доллар, хотя вероятность достижения уровня 600 тенге также существует. Он отметил, что, несмотря на усилия регулятора по стабилизации курса, экономические вызовы могут оказаться сильнее.

«Базово, конечно, курс, судя по всему, будет стабилизироваться как раз в текущем диапазоне, плюс-минус, конечно. Опять же, мы видим, что на уровне до 525, судя по всему, регулятор так или иначе пытается сдерживать курс, не пуская его выше. Но, учитывая тот комплекс проблем, которые требуют решения, я подозреваю, что до конца года курс на текущих уровнях удержать не удастся», — добавил Бейсембаев и уточнил, что «курс крепче 500 тенге за доллар едва ли будет».

Цены на нефть могут опуститься до $50 и ниже

Аналитики в беседе с «Курсивом» также выразили мнение, что цены на нефть будут снижаться. На это по большей части будут влиять политические события. Арман Бейсембаев считает, что, помимо планируемого увеличения добычи в США, Трамп может начать снимать санкции с России, а также попытается разрешить конфликт на Ближнем Востоке.  

«Если санкции с России будут сняты, это приведет к возвращению ее на глобальный рынок энергоносителей. Увеличение предложения нефти, особенно при активной конкуренции с ОПЕК и США, может обрушить цены. Высокие цены последние три года поддерживались во многом из-за ограничений на российскую нефть», – пояснил эксперт.

Он отмечает, что возможное снижение цен до $40-50 за баррель может создать серьезные вызовы для страны. Бейсембаев также подчеркнул, что Казахстан начнет ощущать эффект от таких изменений через 6-12 месяцев, когда истекут долгосрочные контракты, заключенные по текущим ценам.

Курмашев из Ipsum Finance также ожидает сокращение стоимости нефти до $50 за баррель при замедлении экономики в Китае и Европе, увеличении добычи в США, Персидском заливе и странах ОПЕК+ и глобальном снижении спроса на нефть. Наиболее вероятным значением, по его мнению, будет цена около $73 за баррель.

«Цены на нефть зависят от множества факторов, и предсказать их с точностью невозможно. Все будет зависеть от экономической ситуации, политики и спроса на рынке. Конфликты или нестабильность в нефтедобывающих регионах могут вызвать скачки цен. Переход на «зеленую» энергетику снижает спрос на нефть в долгосрочной перспективе», — подчеркнул Курмашев.

Нурсултан Таскаранов, в свою очередь, прогнозирует коридор цен на нефть марки Brent от $60 до $90 за баррель. Среди причин он также отмечает влияние геополитических событий и возможность беспрепятственной доставки сырья конечным потребителям, включая санкционные и логистические риски. Экономист добавил, что глобальное сокращение добычи маловероятно.

Арман Байганов также не ожидает значительного падения цен на нефть, даже в случае начала торговых войн. Он объясняет, что за последние годы себестоимость добычи увеличилась, при этом ускоряется инфляция. По его прогнозам, коридор может сложиться в диапазоне от $65 до $85 за баррель.

Базовая ставка и инфляция

Экономист Нурсултан Таскаранов ожидает, что к концу года базовая ставка сложится на уровне текущих 15,25% с потенциалом снижения в дальнейшем до 12%. Он отмечает, что показатель значительно реагирует на повышение инфляции или изменение курса тенге и менее значительно — на снижение инфляции и других индикаторов.

АФК считает, что высокие проинфляционные риски в экономике могут потребовать более длительного удержания жестких монетарных условий в стране: через год базовая ставка прогнозируется на уровне 14,25% (минус 100 б.п. от текущего значения). Данияр Курмашев ожидает такой же показатель.

«Надо смотреть за экономическим ростом. Если он будет слабым, ставку могут снизить, чтобы сделать кредиты более доступными. При стабильности тенге (в чем я сомневаюсь) ставка может быть снижена для поддержки бизнеса. Кроме того, падение цен на нефть сокращает доходы страны, что может привести к ослаблению тенге и росту базовой ставки», — объясняет Курмашев.

Он добавил, что также на решение Нацбанка по ставке потенциально могут повлиять конфликты, санкции или нестабильность в регионе. Это может вызвать отток капитала, что потребует повышения ставки для стабилизации экономики. Стимулами для сохранения значения на высоком уровне может стать увеличение госрасходов и растущий дефицит бюджета.

Похожего мнения придерживается также Арман Бейсембаев. Возможности для снижения ставки в 2024 году эксперт считает ограниченными. Экономист опасается, что Нацбанк, наоборот, будет ее повышать.

Он также не ожидает замедления инфляции в 2025 году. В лучшем случае, говорит Бейсембаев, годовая инфляция сложится на уровне 8,5%. Кроме того, он видит некоторые признаки ускорения глобального роста цен. Аналитик считает обновленную оценку Нацбанка по таргету инфляции в 6-7% «очень позитивной» и предполагает, что «она будет много выше». Курмашев прогнозирует уровень инфляции в 9,5% из-за слабого тенге, увеличения госрасходов и «других факторов».

Прогнозы АФК на 2025 год указывают на то, что достичь таргета в 5% за следующие 12 месяцев вряд ли удастся. По оценкам финансовых экспертов, к декабрю 2025 года инфляция может вырасти до 9,5%.

Что будет влиять на рост ВВП

Эксперты сходятся во мнении, что ВВП Казахстана в 2025 году вырастет на 4-5%, однако его устойчивость будет зависеть от множества факторов, включая цены на сырье, инвестиции и эффективность государственного управления. Некоторые аналитики сомневаются, что рост экономики будет «качественным».

Нурсултан Таскаранов указывает на зависимость экономики от государственных стимулов. Он также заявляет о необходимости решения задачи «по собираемости налогов, которая требует компромисса».

«Динамика роста в 4,2-5% возможна, если продолжится активная поддержка таких отраслей, как строительство, добыча полезных ископаемых, информационные технологии и металлургия. Но налоговая политика требует компромисса, чтобы средний и малый бизнес стал устойчивым источником бюджетных доходов», – отметил он.

По словам Данияра Курмашева, экспорт сырья остается основой экономики страны, что делает ее зависимой от глобальных цен на нефть, газ и металлы. Высокие цены на сырье поддержат рост ВВП, однако их снижение может негативно сказаться на доходах бюджета и валютных резервах. Важную роль также сыграют иностранные инвестиции в инфраструктуру и энергетику.

«Экономика Казахстана в 2025 году будет расти при условии благоприятных цен на сырье, реализации реформ, роста инвестиций и стабильной геополитической обстановки. Главная задача — диверсификация экономики и снижение зависимости от экспорта сырья», – заявил он.

Арман Байганов отметил, что в 2025 году особое внимание будет уделено сельскому хозяйству, которое демонстрирует высокие темпы роста благодаря увеличению финансирования. По его словам, ВВП РК вырастет на 4-5%.

«Сельское хозяйство выросло примерно на 13% за счет госпрограмм. В 2025 году предполагается еще больше инвестиций в эту сферу, что поможет снизить продовольственную инфляцию. Однако эффективность агропромышленного сектора пока остается низкой: он занимает лишь 5% ВВП при значительном потенциале», – подчеркивает Байганов.

Байганов также указал на необходимость реформ в государственном секторе. По его мнению, нужно оптимизировать госструктуры и сократить долю квазигосударственного сектора. Он не исключает, что рост экономики может быть и выше (до 6%), если правительство максимально будет контролировать исполнение и сокращать коррупционную часть.

Арман Бейсембаев предупреждает, что экономический рост может быть ограничен внешними кризисами. По его словам, сложности в Китае, рецессия в США и Европе могут сказаться на Казахстане через снижение цен на нефть.

«Если этого не произойдет, рост в районе 3,5-5% достижим, но его качество остается под вопросом. Мы видим, что рост ВВП зачастую обеспечивается за счет госрасходов. При этом население не чувствует на себе этого роста, их доходы по-прежнему остаются на невысоком уровне. Важно развивать несырьевые отрасли и увеличивать их долю в экономике», – добавил эксперт.

Бейсембаев и Байганов сошлись во мнении, что Казахстан продолжает сталкиваться с нарастающими бюджетными проблемами. Несмотря на принятие трехлетнего бюджета, эксперты отмечают, что проект нового Бюджетного кодекса не решит системные проблемы дефицита, а расходы государства продолжат значительно превышать доходы.

«Следующие три года мы продолжаем жить в условиях бюджетного дефицита, в условиях бюджетного кризиса, и нет никаких предпосылок и оснований для его решения. Одним из решений является сильное обесценение курса. Пока мы продолжаем находиться в ситуации, когда расходы государства стабильно опережают его доходы. И ситуация никак не разрешается», — сказал Бейсембаев.

Он также предполагает, что в следующем году могут возобновить обсуждение о повышение НДС. Аналитик считает, что показатель могут увеличить с текущих 12% до 20% по примеру России.

Байганов считает, что решение бюджетных проблем возможно через оптимизацию госструктур и сокращение доли госсектора. Он утверждает, что эффективное администрирование и приватизация могли бы снизить нагрузку на Нацфонд.

Бейсембаев добавляет, что дальнейшие траты из Нацфонда, которые в 2024 году, по его оценкам, превысили 6 трлн тенге, в перспективе могут поставить под угрозу финансовую стабильность страны.

«Наша ежегодная традиция, что у нас бюджет год к году никогда не сходится, как запланировали. В этом году из Нацфонда вместо запланированных 4,2 трлн тенге было потрачено около 6 трлн (с учетом покупки акций «Казатомпрома»). На следующий год заложены 5,3 трлн, но, скорее всего, эта цифра снова превысит 7-8 трлн. Президент признает проблему, но остановить расходы из Нацфонда пока не может. Если же цены на нефть упадут до $40 за баррель, ситуация будет совсем критической», — резюмировал он.

АФК предполагает, что, несмотря на риски, связанные с низкими ценами на сырье и высокими процентными ставками, экономика Казахстана в 2025 году может продемонстрировать рост на уровне 4,4%. Ожидаемое увеличение добычи нефти до 97,2 млн тонн, масштабная реализация инфраструктурных проектов и высокий объем бюджетных расходов, запланированных на уровне 33,5 трлн тенге, способны компенсировать эти негативные факторы.

Правительство Казахстана в последнем прогнозе, который был презентован в августе, ожидает реального роста ВВП в 2025 году на уровне 5,6%. Средняя цена на нефть установлена в размере $75 за баррель. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 25,8 трлн тенге, что составляет 17,1% к ВВП.

На 2024 год аналитики прогнозировали рост казахстанской экономики на уровне 3-5% (по итогам января-ноября ВВП вырос на 4,4%), годовую инфляцию в 6-15% (в течение года она не поднималась выше 10%, а по итогам ноября сложилась на уровне 8,4% в годовом выражении), сокращение базовой ставки до 10% (самое низкое значение было с середины июля по начало декабря на уровне 14,25%) и курс до 500 тенге за доллар (показатель по состоянию на конец торговой сессии 30 декабря равняется 524,4 тенге).

Читайте также