Эксперты разделились во мнениях о выгодах «КазМунайГаза» от покупки НПЗ «Лукойла» в Болгарии
Дочерний нефтетрейдер «Лукойла» и основной акционер «Лукойл Нефтохим Бургас» –Litasco SA принял предложения от нескольких потенциальных покупателей НПЗ в Бургасе, в том числе от «КазМунайГаза» («дочка» «Самрук-Казыны»), сообщал Bloomberg. В КМГ подтвердили интерес к возможной покупке НПЗ в Болгарии. Опрошенные «Курсивом» эксперты оценили вероятную сделку и рассказали, каких последствий можно ожидать от нее нацкомпании и нефтяной отрасли Казахстана.
В частности, генеральный директор Almex Polymer и владелец Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов сообщил «Курсиву», что не видит никакой логики в приобретении «КазМунайГазом» доли в нефтеперерабатывающем заводе «Лукойла» в болгарском городе Бургас.
«Не вижу никакой логики в приобретении этого завода (НПЗ в Бургасе – Курсив). «КазМунайГазу» справиться бы со своим Атырауским НПЗ, на котором то аварии, то коррупционные нарушения, то различная кадровая чехарда. Я не думаю, что «КазМунайГаз» в его текущем состоянии способен эффективно управлять современными новыми заводами», — сказал он «Курсиву».
Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (АНПЗ, «дочка» «КазМунайГаза») сообщил 10 января о том, что завод устраняет последствия утечки бензина на линии его перекачки в одном из резервуарных парков, в результате которого вытекло до 30 тонн нефтепродуктов. По мнению Байдильдинова, у общества есть вопросы по владению КМГ активами в Румынии, где «КазМунайГаз» контролирует два НПЗ, нефтяной терминал и сеть АЗС, а теперь нацкомпания проявляет интерес к покупке НПЗ в еще одной европейской стране.
«Это видно и по примеру того же румынского опыта, когда КМГ платит налогов больше, если не ошибаюсь, чем за казахстанские активы, и в этих условиях эта сделка выглядит нелогичной. Может быть, у него есть какие-то политические аспекты или нюансы. Я не очень понимаю, что «КазМунайГаз» может принести этому заводу, которым управлял «Лукойл». Понятно, это более продвинутая компания, более технологичная и она добывает нефти порядка 100 млн тонн навскидку. То есть компания добывает нефти в пять раз больше, чем «КазМунайГаз» и управляет заводами однозначно эффективнее, чем КМГ. Что может туда привнести «КазМунайГаз» кроме каких-то денег?», — отметил он.
Эксперт не думает, что сделка по покупке «КазМунайГазом» болгарского НПЗ состоится.
«Второй вопрос – это, конечно, денежный вопрос. Bloomberg говорил, что эта сделка возможна при участии Vitol. Vitol — это глобальный трейдер, их выручка $150-200 млрд в год. Вопрос – зачем им нужен «КазМунайГаз»? Они могут найти другого стратегического партнера, на мой взгляд. Я не думаю, что эта сделка состоится», — сказал он.
Байдильдинов усомнился в привлекательности для КМГ покупки зарубежного НПЗ.
«КМГ должен вначале разобраться со своими активами внутри Казахстана, наладить бесперебойную переработку в Казахстане, а уже потом, наверно, после решения всех проблем дома пытаться зайти на какие-то международные рынки. По-моему, это просто отвлечение ресурсов для КМГ в настоящее время – в плане изучения сделки и так далее. Это ведь требует технологической оценки, оценки финансового состояния и так далее. Ну и как мы убедились КМГ политически не может в Европе лоббировать свои интересы, что видно по примеру Румынии и по тому, как они (власти Румынии – Курсив) увеличивают налоги и штрафы на КМГ, поэтому, я думаю, это абсолютно бесполезная сделка. Вообще не стоит «КазМунайГазу» обращает на нее внимание. Подчеркну еще раз, КМГ должен сосредоточиться на казахстанских активах», — отметил он.
Диаметрально противоположной позиции придерживается владелец Telegram-канала Energy Analytics и обладатель сертификата по оценке запасов SPEE Абзал Нарымбетов. Он видит плюсы в возможном приобретении КМГ нового завода в Европе. В частности, завод в Бургасе является единственным НПЗ в Болгарии и самым мощным на Балканах (196 тыс. баррелей нефти в день) с высоким выходом светлых и средних дистиллятов (неочищенные фракции, получаемые при перегонке нефти) — 91%, что позволяет выпускать высокомаржинальную продукцию. Нефтепродукты с НПЗ могут поставляться как на болгарский и региональный рынки, так и экспортироваться через порт Росенец.
Расположение у Черного моря поддерживает доступ НПЗ как к импорту нефти, так и к экспорту продуктов ее переработки. Санкции Евросоюза ограничили импорт российской нефти, хотя Болгария изначально получила некоторые исключения. Позднее был введен запрет на экспорт топлива, произведенного из российской нефти (с января 2024 года), а также сокращен период действия исключений на импорт российской нефти до февраля 2024 года.
Кроме того, была аннулирована лицензии «Лукойла» на операционное управление терминалом Росенец и введен для НПЗ налог на прибыль в размере 60%. Нарымбетов отметил, что находившийся в сложной финансовой ситуации НПЗ «Антипинский» в РФ мощностью 140 тыс. баррелей в сутки был продан за $1,5 млрд. В свою очередь НПЗ ISAB в Италии (на Сицилии) мощностью около 320 тыс. баррелей в сутки был продан за примерно 1,5 млрд евро. Покупателем выступила кипрская инвестиционная компания G.O.I. Energy в партнерстве с трейдером Trafigura, который обеспечил поставки нефти. Кроме того, ISAB продан с существенным финансовым участием «Лукойла», который предоставил покупателям кредит в размере $1,5 миллиарда. По мнению эксперта, подобный подход может быть применен и в сделке с НПЗ Бургаса.
«Расширение рынка: приобретение укрепит позиции КМГ в Европе, дополняя активы в Румынии (НПЗ Petromidia и Vega). Более 70% экспорта казахстанской нефти направляется в ЕС, что делает Казахстан третьим по величине поставщиком нефти вне ОПЕК. Увеличение мощностей: с мощностью 196 000 баррелей в день (7 млн тонн в год) общая мощность переработки КМГ в ЕС увеличится до 12 млн тонн в год», — сказал Нарымбетов.
По его словам, доступ КМГ к черноморскому порту Росенец диверсифицирует маршруты поставок и усилит экспортные возможности компании. Также совместимость НПЗ в Бургасе с казахстанской нефтью обеспечит стабильный рынок для ресурсов Казахстана и оптимизацию логистики.
Эксперт видит возможные выгоды от интеграции НПЗ в Бургасе в сеть активов КМГ в операционных преимуществах и расширении портфеля переработки. Кроме того, высокий выход светлых и средних нефтепродуктов должен обеспечить прибыльность переработки и укрепить влияние КМГ в энергетическом секторе Евросоюза. При этом «КазМунайГазу» придется поставлять нефть для загрузки мощностей этого завода.
По его словам, КМГ обеспечивает уже 40% текущих поставок на болгарский НПЗ и увеличение этой доли будет соответствовать стратегии. В дополнение к казахстанской нефти КМГ может использовать нефть из стран Ближнего Востока или другие совместимые сорта. 7 млн тонн нефти могут поставляться через Каспийский трубопроводный консорциум и другие маршруты.
«Справедлива ли цена в $1 млрд за НПЗ в Бургасе? Сравнение на рынке: цена выглядит заниженной: НПЗ ISAB (320 000 баррелей/день) продан за €1,5 млрд. Болгарские активы «Лукойла» оцениваются в €2,5 млрд. Модернизация: в 2015 году НПЗ прошел модернизацию стоимостью $1,5 млрд…. Цена в $1 млрд считается «дешевой», — отметил Нарымбетов.
Вместе с тем, эксперт напомнил, что «КазМунайГаз» уже сталкивается с налоговым и экологическим давлением в Румынии и аналогичные риски возможны и в Болгарии. Как вариант снижения рисков он видит участие КМГ в консорциуме инвесторов, где обязательства будут распределены. По его словам, диверсификация поставок нефти повысит устойчивость Казахстана. Кроме того, полагает Нарымбетов, «Лукойл» может запросить права на разведку нефтегазовых месторождений в Казахстане и/или финансовую помощь или гарантии по примеру сделки с ISAB.
«Приобретение НПЗ в Бургасе за $1 млрд представляет значительную возможность для «КазМунайГаза» расширить свое присутствие в Европе, диверсифицировать цепочки поставок и обеспечить рынки для казахстанской нефти. Несмотря на существующие вызовы, включая возможное регуляторное давление и логистические корректировки, стратегические преимущества перевешивают риски, особенно если их смягчить через партнерства или консорциум. Сделка также дает КМГ конкурентное преимущество перед такими соперниками, как MOL и Socar, усиливая его роль на энергетическом рынке Европы», — резюмировал эксперт.
Ранее в «КазМунайГаз» сообщили «Курсиву», что за счет покупки нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в болгарском Бургасе у российского «Лукойла» КМГ может расширить свои возможности на международном рынке. О том, что «КазМунайГаз» хочет купить нефтеперерабатывающий завод в Болгарии, принадлежащий российскому «Лукойлу», со ссылкой на два источника, знакомых с ходом переговоров, ранее сообщило агентство Bloomberg.
В ноябре 2024 года об этом также писало издание Financial Times. Однако тогда пресс-служба «КазМунайГаза» опровергла эту информацию, заявив, что компания не собирается покупать российский НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас».
Экспорт казахстанской сырой нефти и газового конденсата в январе – ноябре 2024 года в Болгарию составил 417,9 тыс. тонн на $244,2 млн по сравнению с 9 тыс. тонн на $5,2 млн в аналогичном периоде 2023 года. Рост составил 45,3 раза по объему и 46,2 раза больше по сумме, сообщалось в таможенной статистике.
Казахстанская нефть схожа по своим качествам с российским брендом Urals, под которым сырье из Казахстана продавалось на мировом рынке до февраля 2022 года, когда случилось полномасштабное вторжение РФ в Украину. К примеру, Казахстан сменил Россию при поставках нефти на НПЗ в немецком городе Шведт.