Нацбанк планирует установить ограничения на предел спреда (отклонение курса покупки от курса продажи) для операций с наличными долларами в размере 7 тенге и евро в размере 10 тенге в обменниках с февраля. Глава ассоциации обменных пунктов Казахстана Арчин Галимбаев в комментарии «Курсиву» пояснил, как ситуация отразится на доходности таких организаций.
Нацбанк заявлял, что в первую очередь предлагаемые изменения направлены на снижение спекулятивных действий на валютном рынке, а также на покрытие рисков участников финансового рынка. Регулятор уточнил, что ограничения не коснутся безналичных обменных операций.
Арчин Галимбаев в беседе с «Курсивом» сказал, что планируемое постановление Нацбанка было «совсем неожиданным» для рынка. Несмотря на это, он считает, что вводимые ограничения окажут минимальное воздействие на работу и доходность обменников.
«Мне до сих пор не до конца понятно, зачем вводить ограничения. В данный момент я не вижу необходимости вводить предел отклонения. Мы и так работаем нормально, волатильности на рынке нет, страшной катастрофы тоже. Если бы были спекуляции, можно было бы вводить спред», – уверен Арчин Галимбаев.
Глава ассоциации обменных пунктов предположил, что новые ограничения Нацбанка могут быть связаны с низким спросом со стороны населения на доллары старого образца («белые» доллары). Согласно информации Федеральной резервной системы (ФРС) США, срока действия у всех банкнот, выпущенных с 1914 года, нет. Однако это требование касается лишь госорганов. Частные компании имеют право решать этот вопрос на свое усмотрение.
«В некоторых обменниках предел отклонения составлял более 10 тенге, потому что владельцы таких обменников хотели обезопасить себя от «белых» долларов. Они скапливаются в кассах обменников, и население их не покупает, потому что во многих странах не принимают «белые» доллары. Поэтому и установлен был такой предел», – отметил Арчин Галимбаев.
Аналогичное мнение высказал экономист Галим Хусаинов в своем Telegram-канале. Он уверен, что причина введения спреда связана не со спекуляциями на рынке, а в том, что некоторые страны перестали принимать доллары старого образца, отчего на них сильно упал спрос. При операциях с новыми долларами клиенту предоставляют рыночный курс со спредом 2–3 тенге.
«Национальный банк запрещает дифференцировать доллары по образцам, поэтому обменные пункты не имеют права отказываться от приема таких долларов. Чтобы ограничить покупку «белых» долларов, обменные пункты начали устанавливать высокие спреды, что логично в условиях рыночной экономики: если на товар нет спроса, его нельзя покупать дорого, и цена снижается», – пишет Хусаинов.
У банков, по его словам, более гибкие условия в работе с «белыми» долларами, так как они могут взимать комиссии за прием таких банкнот. С 26 ноября казахстанские банки ввели 2-процентную комиссию на все кассовые операции с долларами, выпущенными в 1996–2013 годах.
Хусаинов считает, что данное решение лишь усиливает ограничения для людей, владеющих старыми долларами. Вместо этого, по его мнению, необходимо сосредоточиться на устранении причин, которые заставляют обменники устанавливать высокие спреды. В противном случае в Казахстане будет расти долларизация, а позиции банков усилятся за счет ограничения работы обменников.
Экономист считает, что для решения этой проблемы необходим комплексный подход, включающий обязательства для БВУ, участие Национального банка и международное сотрудничество. Среди путей решения:
- обязать банки принимать «белые» доллары без комиссий. Они затем могут вывозить банкноты в страны, где иностранные банки их принимают;
- обязать Нацбанк централизованно закупать белые доллары у обменников и банков, а затем вывозить их за рубеж;
- провести переговоры казахстанского регулятора с центральными банками тех стран, где имеются ограничения на использование долларов старого образца, с целью смягчения или отмены этих ограничений.
Нацбанк не впервые ограничивает размер спредов. Последний раз это было в 2022 году, показатель для доллара равнялся 15 тенге, евро – 20 тенге. Норма действовала до 1 января 2023 года.