Ключевые игроки в экономике Казахстана сокращают закупки у местных компаний
Начиная с 2022 года доля внутристрановой ценности в закупках государства, национальных, системообразующих компаний и недропользователей идет вниз. В Национальном докладе о состоянии промышленности РК за 2023 год фиксируется: несмотря на общий полуторакратный рост объема закупок за пять лет, доля казахстанских продуктов впервые за этот период упала ниже отметки в 50%.
Почему казсодержание падает?
Казахстанские власти систематизировали контроль за уровнем местного содержания в ходе первой пятилетки индустриально-инновационного развития (2010–2014), создав Нацагентство по развитию местного содержания (NADLoC), одновременно была принята Программа по развитию местного содержания, в рамках которой планировалось увеличение доли товаров, работ и услуг, произведенных казахстанскими компаниями в структуре закупок государственных органов, нацкомпаний, системообразующих компаний и недропользователей.
В 2015 году Казахстан присоединился к ВТО, поэтому термин «казсодержание» исчез из государственных документов. На смену ему пришел другой – «внутристрановая ценность» (ВЦ). Действующая Программа развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств, принятая в 2022 году, не содержит таргетов по доле ВЦ в закупках отдельных групп производителей (там лишь указаны продукты, локализацию которых необходимо произвести до 2026 года), однако мониторинг динамики ВЦ в закупках ключевых игроков национальной экономики продолжает вести Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry.
Расчеты QazIndustry показывают, что по итогам 2023 года фиксируется рост совокупных закупок субъектов мониторинга ВЦ на 13% в годовом выражении (до 25,9 трлн тенге) и на 55% к показателям 2018-го. Выросли и объемы внутристрановой ценности в закупках – на 5% г/г (до 12,9 трлн) и на 52% за пять лет. При этом доля ВЦ в закупках в 2023-м составила 49,7% после 53,5% в 2022-м и рекордных 56,2% в 2021-м.
«Этому способствовала в том числе отмена обязательств у недропользователей по соблюдению доли внутристрановой ценности в товарах в связи с требованиями Всемирной торговой организации», – комментируют авторы доклада.
По методике QazIndustry выделяется восемь групп субъектов мониторинга закупок: государственные органы, нацкомпании, нефтегазовый сектор, системообразующие предприятия (промышленные гиганты), предприятия горнорудного комплекса, а также группы недропользователей угля, урана и концессионеры. При этом на четыре группы – госорганы, нацкомпании, нефтегазовый сектор и системообразующие – приходится 90% закупок субъектов мониторинга.
В структуре закупок выделяются закупки товаров, работ и услуг. За пять лет веса этих компонентов изменились не критично: объем закупок товаров остается на уровне 30%, доля работ сократилась с 39 до 35%, доля услуг выросла с 31 до 35%.
И в абсолютном выражении, и структурно наиболее динамичный рост показали госорганы: объем их закупок за пять лет вырос на 350%, их вес по состоянию на 2023 год составляет 33% (15% в 2018-м). Это прямое и положительное следствие бюджетной экспансии, которая продолжается с 2018 года. Доля ВЦ в 2018–2023 годах сократилась с 34 до 26%. При этом доля казахстанских товаров в госзакупках увеличилась с 16 до 31%, а вот в закупках работ и услуг – упала: с 45 до 25% в закупках работ и с 35 до 26% в закупках услуг.
Вторая важнейшая группа с точки зрения развития внутристрановой ценности – нацкомпании: их доля в закупках за пять лет сократилась с 35 до 24%, при этом увеличившись в денежном выражении всего на 5%, доля ВЦ увеличилась с 69 до 78%. Нацкомпании показывают лучшую долю ВЦ в закупках товаров – 61% (против 65% в 2018-м), заметно прибавили по показателю доли ВЦ в закупках работ (75% против 56%) и услуг (92% против 83%).
Совокупные закупки нефтегазового сектора – третья группа по объему закупок у субъектов мониторинга – по итогам 2023 года остались на том же уровне, что и в 2018 году, – 5,2 трлн тенге. Доля ВЦ в закупках выросла с 38 до 56%, в том числе в закупках товаров – с 14 до 16%, работ – с 38 до 74%, услуг – с 44 до 45%.
Проведенный анализ показывает, что сокращение местного содержания связано не столько со снятием обязательств недропользователей из-за требований ВТО, сколько с сокращением закупок работ и услуг у локальных поставщиков со стороны госорганов и нацкомпаний, низкой динамикой роста закупок нацкомпаний и нефтегазового сектора. Это свидетельствует о низкой эффективности политики импортозамещения прежде всего в структуре государственных сервисных закупок. Политика в отношении нефтегазового сектора и нацкомпаний (расширение практики офтейк-контрактов), похоже, начинает приносить ощутимый эффект.
Что делает правительство, чтобы повысить ВЦ?
Меры правительства по повышению доли ВЦ, отраженные в нацдокладе, сводятся к пяти основным механизмам. Во-первых, это увеличение объема переработки сырья внутри страны (для этого будут скорректированы нормы закона о промполитике и Кодекса о недрах).
Второй механизм – увеличение изъятий из национального режима, что призвано ограничить доступ иностранных поставщиков к госзакупкам. В минувшем году список изъятых из нацрежима товаров был увеличен в 3,3 раза – до 4,5 тыс. наименований. Как отмечается в докладе, благодаря этому удалось в 2,2 раза (на 123 млрд тенге) увеличить объем госзакупок отечественных товаров.
Третий механизм – вовлечение казахстанских производителей в качестве поставщиков в крупные государственные проекты (нацпроект «Комфортная школа» и нацпроект по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры). Активнее планируется применять механизм гарантированных закупок (включая офтейки, офсетные контракты, долгосрочные договоры гарантированных закупок).
Еще один механизм, на который ставят в правительстве РК, – замена сертификата «СТ-КZ» и индустриального сертификата Единым реестром казахстанских товаропроизводителей, а меры поддержки – через механизм госзакупок сконцентрировать на участниках данного реестра. Появление реестра должно помочь корректно идентифицировать компании, действительно организовавшие выпуск на территории РК. В Министерстве промышленности и строительства ожидают, что такой реестр будет создан уже в 2025 году.
Что такое Нацдоклад о промышленности?
Норма о необходимости готовить и публиковать Национальный доклад о состоянии промышленности появилась в Законе о промышленной политике, который был принят в 2021 году. Согласно закону нацдоклад «является основным инструментом формирования промышленной политики, определяемой документами системы государственного планирования в РК».
Цель доклада – информирование о состоянии промышленности и предпринимаемых в этом направлении мерах правительства. Документ вносится президенту РК, а затем публикуется.
Нацдоклад формирует уполномоченный орган «в области государственного стимулирования промышленности» – Министерство промышленности и строительства РК – по итогам оценки индустриального развития и оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности. Собирать требуемую для такого анализа информацию МПС должны помогать другие центральные и местные госорганы: данные по итогам завершившегося года они должны предоставлять до 1 марта года наступившего.
МПС разрабатывает правила формирования доклада, а также определяет сроки опубликования. «Окончательный вариант Национального доклада размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа на государственном и русском языках ежегодно, до 10 октября года, следующего за отчетным, и находится в открытом доступе на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа не менее трех лет с момента размещения», – указано в правилах.
Первый доклад – по итогам 2022 года – увидел свет в октябре 2023 года. В нынешнем году доклад опубликовали в конце декабря 2024 года. В начале декабря в МПС объясняли задержку публикации доклада тем, что его проект «находится на согласовании в государственных органах».