Глава Национального банка Тимур Сулейменов ожидал снижения темпов роста потребкредитования в Казахстане вдвое по итогам 2024 года, но в действительности они снизились незначительно. В интервью изданию Kazinform чиновник объяснил, что на ситуацию должны были повлиять ужесточения правил выдачи кредитов.
Сулейменов напомнил, что в перечень ужесточений, принятых в первой половине 2024 года, входят введенный коэффициент долговой нагрузки, запрет на выдачу кредитов при наличии просрочки, требование согласия супругов и другие нововведения.
«Я лично ожидал, что темпы роста потребительских кредитов в половину снизятся. Было что-то вроде 35% [в 2023 году], я думал будет 15–17%, но, к сожалению, сохраняются темпы выше 30% в год [33,5% по итогам 2024 года]», – рассказал Сулейменов.
По его словам, такой рост потребкредитов в экономике может говорить о том, что населению не хватает реальных доходов. Также глава регулятора отметил, что в Казахстане производится очень мало долгосрочных потребительских товаров, поэтому кредиторы в стране чаще всего оформляют займы на завезенную из-за рубежа продукцию.
«А это спрос на доллары, давление на тенге, и весь этот круг начинается заново. Поэтому по потребительскому кредитованию, мы считаем, пришло время немножечко подзатянуть регулирование», – подытожил Сулейменов.
В сентябре 2024 года «Курсив» писал, что Нацбанк совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка проанализирует в конце 2024 года эффект от принятых мер по охлаждению роста потребкредитования в Казахстане и может пойти на ужесточение требований. Издание направило запрос с целью выяснить итоги проведенного анализа, на момент публикации материала ответ не поступил.