В казахстанский прокат вышел режиссерский проект Джонни Деппа, посвященный одному из самых знаменитых художников мира – Амедео Модильяни. «Курсив» расскажет, какой получилась эта биографическая драма и почему порой складывается ощущение, что снимал ее не Депп, а его персонаж – Джек Воробей.
Премьера картины состоялась в прошлом году на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Для Джонни Деппа это вторая режиссерская работа: в 1997 году он презентовал в Каннах свой дебют – вестерн «Храбрец», за который был нещадно раскритикован. Спустя почти 30 лет он все-таки решил повторить режиссерский опыт, но его новое кино даже ругать не стали – просто не заметили. Наверное, после его недавней и эпично провалившейся «Жанны Дюбарри» публику уже ничем не удивить. Напомним, после череды скандалов Депп вернулся на большой экран, снявшись в фильме французской постановщицы Майвенн Ле Беско. Она решила рассказать о фаворитке короля Людовика XV. Увы, возвращение Деппа в большое кино вышло неудачным.
«Моди: Три дня на крыльях безумия» – один из тех самых долгостроев, которые ничем хорошим не заканчиваются. Началось все с Аль Пачино, он еще с 1970-х годов мечтал сыграть художника. Актер взялся даже продюсировать эту картину, и кому только не предлагал сесть в режиссерское кресло – от Фрэнсиса Форда Копполы и Бернардо Бертолуччи до Мартина Скорсезе, но за долгие годы актер так и не нашел достойного финансирования. Когда Аль Пачино уже вышел из возраста Модильяни – тот, как известно, умер в 35 лет, он решил, что его сыграет Джонни Депп, а сам он срежиссирует проект. В итоге режиссером стал Депп, который тоже сильно пережил художника: сейчас он на 27 лет старше Модильяни, в этом году ему уже исполнится 62 года. Аль Пачино тоже снялся в этом проекте, но уже в роли коллекционера по фамилии Ганья.
О чем фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия»
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Байопик посвящен талантливому европейскому художнику, выходцу из семьи итальянских евреев, проживавших в Париже, – Амедео Модильяни или Моди, как его называли друзья. Этот человек прожил яркую, но невероятно несчастную жизнь и стал знаменитым только после своей смерти в 35 лет. На надгробии живописца написано: «Смерть настигла его на пороге славы». Сейчас его полотна продаются за миллионы долларов, к примеру, стоимость его знаменитой «Лежащей обнаженной» оценивается в $170 млн – именно за столько она была продана в 2015 году на аукционе «Сотбис». Но умер он неизвестным, в полной нищете, от туберкулезного менингита в самом расцвете сил. Через день после его смерти его беременная 21-летняя супруга Жанна Эбютерн выбросилась из окна и погибла.
Депп фокусирует свое внимание на другом периоде его жизни – до появления у него Жанны Эбютерн. Когда художник (роль досталась итальянцу Рикардо Скамарчо) целыми днями пьянствовал в кафе «Ротонда» на Монпарнасе и встречался с Беатрис Гастингс (Антония Деспла) – она была поэтессой и критикессой и писала о жизни парижской богемы и творческих людях.
Говорят, она была высокой молодой женщиной с рыжеватым цветом волос, была очень умна и талантлива, выглядела ярко и одевалась элегантно, но не без эксцентрики: к примеру, могла использовать живую утку в корзинке как аксессуар. Этого в картине нет, зато другой эксцентрики хоть отбавляй. Особенно это заметно по первым сценам, где Джонни Депп явно «играл в режиссера», как он играет в Капитана Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря». Получилось утрированно, порой до абсурдного забавно и как будто бы понарошку.
Так, в «Моди» главный герой сначала нагло харассит одну из своих случайных моделей прямо при ее муже, затем провоцирует конфликт с высокопоставленным военным, дерется с ним на багетах, переворачивает в ресторане всех верх дном, разбивает витраж и убегает от полиции к своей любимой. Ощущение, что в Модильяни в этот момент вселился персонаж «Пиратов Карибского моря», и скачет он по этим столам в этом заведении так, будто все происходит во время морского боя на корабле.
Впрочем, наверное, такая бесшабашность и хулиганство были в характере Модильяни: говорят, однажды в рождественскую ночь художник облачился в наряд Санта-Клауса и угостил всех гостей «Ротонды» пастилками, а когда попробовавшие это лакомство люди стали буянить – перевернули столы, облили все ромом и устроили мини-пожар, выяснилось, что в его пастилках был гашиш. К слову, этого эпизода в фильме нет. Зато есть три других безумных и явно выдуманных дня.
Еле оторвавшись от жандармов (эти сцены зачем-то сняты на манер немого кино), Моди опять живет своей самой обычной жизнью – выпивает с друзьями и коллегами по цеху: французским пейзажистом Морисом Утрилло (его играет французский актер Брюно Гуэри, персонаж из сериала «Эмили в Париже») и евреем родом из Беларуси Хаимом Сутиным (на роль был приглашен ирландец Райан Макпарланд) и пытается продать свои картины. Галеристам и коллекционерам не до художника, а обычным зевакам тем более – гремит Первая мировая война. Моди мерещатся чумные доктора, которые здесь являются, видимо, олицетворением приближающейся кончины художника.
Несмотря на то, что Джонни Депп изо всех сил старается вписать Модильяни в контекст времени, в котором он жил, это был период войн и безвинно убиенных жертв, чтобы сделать из этой картины антимилитаристский манифест у Деппа не хватает режиссерских умений, в итоге у него получается кино о фриках. Так один его художник вдохновляется сгнившими коровьими трупами и носит везде с собой таракана, другой бродит по местным кладбищам по ночам, рассуждая о главном, а для третьего не существует ничего хорошего в жизни, кроме алкоголя, драк и войны.
Ничего, кроме горечи за неоцененный вовремя талант, режиссер в свое детище не вкладывает. Любопытно, что в биографии Модильяни Деппа заинтересовал именно этот аспект, сам-то он не только актер с миллионными гонорарами, но и вполне себе успешный художник. Два года назад Джонни Депп продал за $5.4 млн собственно нарисованную коллекцию арт-принтов с портретами четырех человек, которые вдохновляют артиста: музыканта Боба Дилана, актера Аль Пачино, актрисы Элизабет Тейлор и гитариста группы The Rolling Stones Кита Ричардса. Причем распродал он все за пару часов.
Почему о Модильяни можно было снять фильм в разы интереснее
Амедео посвятили аж четыре байопика, но почему-то все неудачные, а ведь биография Модильяни на самом деле невероятно кинематографичная, даже один факт появления его на свет чего стоит. В момент, когда маленький Амедео решил прийти на этот свет, в их дом ворвались приставы для описи имущества его обанкротившегося отца. По итальянским законам того периода единственным местом, которое было неприкосновенно в доме должника, была кровать роженицы. Поэтому, когда его мать мучалась от схваток, все самое ценное несли на ее ложе и складывали там. Так гениальный художник и родился: в груде вещей, которые старались спасти его родственники. Его мать Евгения Гарсен посчитала, что это дурной знак. Так оно и случилось. Модильяни, несмотря на свои таланты, так и не стал известным и богатым и прожил совсем немного.
Его первая и единственная персональная выставка состоялась за 2,5 года до смерти – 3 декабря 1917 года в галерее Берты Вейль — первой французской галеристки и арт-дилерши. Поскольку это место располагалось напротив полицейского участка, вскоре жандармы разогнали всех. Ведь собралось огромное количество народа, а для нравов тех лет выставка, большинство экспонатов которой были портреты в стиле ню, выглядела скандальной. И мероприятие длилось всего 1 день. Потом ее закрыли.
В картине «Моди: Три дня на крыльях безумия» есть один яркий момент — художник был так разочарован тем, что никто не может оценить по достоинству его работы, что выкинул одну из своих скульптур в Сену. В 1984-м, в год столетия со дня рождения Модильяни, ценители его творчества решили проверить эту легенду и облазили все дно реки. Нашли три каменные женские головы, но все они были не руки Модильяни.
«Моди: Три дня на крыльях безумия» – это неудачная режиссерская работа, которая интересна лишь личностью главного героя. Если и стоит сходить на этот фильм, то лишь для того, чтобы составить свое представление об этой ленте или же слить негатив через свое ворчание – ну разве это Модильяни? Где его красный шарф и широкополая шляпа? Где его цитирование Ницше, которого он очень любил, и история хотя бы одной знаменитой работы? Впрочем, хоть какое-то разнообразие в нашем театральном прокате.