Узбекистанские компании после начала войны охотнее заходили на казахстанский рынок, чем российские

В Казахстане с 2021 года по конец 2024-го количество компаний из Узбекистана выросло почти втрое (198%), до 2,9 тыс. Этот показатель является самым значительным среди стран бывшего СССР, а также Турции и Китая с начала войны между Россией и Украиной. В то же время число российских компаний выросло в 2,4 раза, до 18,8 тыс. Причем этот же показатель для сферы IT увеличился сразу в 8 раз, обратил внимание директор департамента торговых идей Halyk Finance Асан Курманбеков.
«В случае с Узбекистаном и Китаем имел место фактор усиления экономической интеграции, где фактор войны имел опосредованное влияние, так как отраслевой профиль деятельности компаний из этих стран существенно отличался от российских», – поясняет он.
Несмотря на менее значительный рост числа компаний из России по сравнению с Узбекистаном, ее доля среди иностранных фирм с начала войны и по настоящее время увеличилась на 11 п.п., до 42%. Причем, по данным Halyk Finance, в 2024 году в Казахстане было зарегистрировано почти 45 тыс. компаний с зарубежным участием. В свою очередь, официальная статистика гласит, что на 1 января 2025 года число иностранных фирм составило 54,3 тыс., с иностранным участием – 11 тыс.
При этом Асан Курманбеков отмечает, что приток российских компаний в Казахстан в основном ограничивается малыми предприятиями, которые не оказывают значительного влияния на экономику страны (исключение составляет сектор логистики и IT). Для крупных российских компаний экономика Казахстана, в девять раз меньшая по объему, не представляет значительных преимуществ для входа. Кроме того, структуры экономик Казахстана и России схожи, что делает их естественными конкурентами на ряде рынков, добавил аналитик.
Компании из каких еще стран открыли бизнес в Казахстане после начала войны
За отчетный период количество китайских компаний в Казахстане увеличилось в 2,6 раза, белорусских – в 2,5 раза, украинских – на четверть, азербайджанских – на 51%. Самый низкий показатель был у Турции и Кыргызстана – 8% и 9% соответственно. В целом в 2024 году количество иностранных компаний в Казахстане выросло на 80% по сравнению с концом 2021-го.
Кроме того, в 2022–2024 годах число российских компаний из сферы IT увеличилось сразу на 700%. В этой связи фирмы из этой страны стали доминировать на казахстанском рынке – 2,6 тыс. из 3,5 тыс. с долей в 75%. По утверждению Halyk Finance, именно эта отрасль стала «невольным бенефициаром возникшего конфликта из-за релокации российских компаний». В этой связи экспорт IT-услуг из Казахстана с 2022 по 2023 год увеличился в семь раз.
Также значительно выросло количество компаний из Беларуси из административно-вспомогательной сферы – сразу в 27 раз, из отрасли образования и здравоохранения – вчетверо, из финансовой, транспорта и IT – в пять раз. Число китайских фирм из транспортной и административно-вспомогательной сфер увеличилось в пять раз.
Как еще война РФ и Украины повлияла на Казахстан
Аналитик Halyk Finance также проанализировал, что Казахстан выиграл либо потерял за три года полномасштабной войны, учитывая его тесные, исторически сложившиеся, экономические связи с Россией.
Несмотря на высокую зависимость от рубля, тенге с начала 2022 года ослаб на 21% к доллару США, что значительно меньше падения рубля (на 30%). Казахстан, несмотря на ослабление тенге, поддерживает курс с помощью валютных активов Нацфонда, что позволяет сгладить последствия геополитических рисков. Однако показатель снижается в силу структурной слабости экономики РК.
Кроме того, высокая зависимость экономики Казахстана от импорта, включая поставки из России, также влияет на инфляцию. В 2022-2023 годах в Казахстане показатель был двузначным, что связано с ростом цен на потребительские товары, бюджетной политикой и повышением цен на услуги ЖКХ.
Цены на потребительском рынке в Казахстане с 2022 года выросли на 43%, что значительно превысило показатели России (31%) и всего мира (23%). Таким образом, в Казахстане до сих пор не сложились эффективные рыночные механизмы, сказывается недостаточная диверсификация торговых партнеров, а покупательная способность доходов казахстанцев за последние годы пострадала существеннее, чем в других странах мира, уточнил аналитик.
По мнению Halyk Finance, тесные экономические связи Казахстана с Россией показывают уязвимость малой экономики к внешним шокам. В этой связи возрастающее экономическое взаимодействие Казахстана с Китаем, а также другими странами может и должно получить соответствующее развитие, тем более, что китайский бизнес проявляет большой интерес к взаимным проектам во всех сферах экономической деятельности республики, резюмировал Курманбеков.