Истории | Газета Курсив №06

Три новых правила для всего мира после Мюнхенской конференции

Вряд ли эксперты Мюнхенской конференции по безопасности (MSC), давая своему ежегодному докладу название «Мультиполяризация», ожидали, что их прогнозы об утрате западным миром единства начнут сбываться прямо в ходе конференции. 

фото: Reuters

Основным предназначением встреч большинства международных организаций и форумов является демонстрация друг другу и всему миру единства взглядов, целей и подходов стран-­участниц. Содержательно эти встречи мало чем отличаются от ритуальных танцев кроманьонцев перед охотой, разве что в руках у участников не копья, а смартфоны.

Мюнхенская конференция по безопасности возникла в свое время как встреча министров обороны стран НАТО, на которой демонстрировалась евроатлантическая солидарность. Со временем формат конференции и состав участников расширялись, повестка встреч и практическое наполнение солидарности менялись, но общий смысл оставался прежним. Лишь в этом году произошла если не революция, то смена правил игры. 

Правило первое: не играй по чужим правилам

В последние годы в Вашингтоне и Брюсселе очень часто говорили про «порядок, основанный на правилах». В Москве на это обычно отвечали, что эти правила неизвестно кем придуманы и где утверждены, а потому соблюдать фактически нечего. В Пекине говорили: да, мы за порядок, основанный на правилах – правилах, зафиксированных в Уставе ООН, после чего плавно переходили к пересказу глобальных инициатив председателя КНР Си Цзиньпина.

Сегодня команда Дональда Трампа отказалась играть по правилам, принятым в Вашингтоне в прежние годы. Ликвидация скандально известного USAID, введение санкций против главы Международного уголовного суда, выход из нескольких институтов ООН – это нарушение неписаных, но неукоснительно соблюдавшихся правил «вашингтонского болота». 

Телефонный разговор Дональда Трампа с Владимиром Путиным – это тоже нарушение сложившихся правил атлантической солидарности и дипломатических традиций. Белый дом не информирует своих европейских союзников ни о подготовке к официальному контакту с Кремлем, ни о повестке переговоров. 

Наконец, десант в Европу команды Трампа в середине февраля – это одно сплошное нарушение правил. Глава Пентагона Пит Хегсет, прибыв на встречу министров обороны стран НАТО в формате «Рамштайн», то есть посвященную Украине, отказался от председательства, заявил, что принятие Украины в НАТО нереалистично, а вместо нового пакета помощи предложил европейцам взять все расходы на себя. При этом спецпредставитель Дональда Трампа по Украине Кит Келлогг заявил, что на переговорах по достижению мира в Украине Европейского союза не будет. 

Вице-президент Джеймс Вэнс, которого в Штатах принято называть по инициалам Джей Ди, в своем выступлении на открытии конференции вообще не говорил про Украину. Он прямо сказал, что опасность Европе исходит не от России или Китая, а от европейских политиков, которые отказались от общих для Запада ценностей – от демократии, от свободы слова, от прав человека. И подтвердил свои слова примерами последнего времени: отмена результатов выборов в Румынии, на которых победил кандидат от оппозиции, недопуск на саму Мюнхенскую конференцию оппозиционных партий ФРГ и многое другое. Он также обратил внимание на неспособность европейцев справиться с незаконной миграцией и связанной с ней преступностью. 

Европейцы не то чтобы не знали про все, что сказал им американец, они просто обиделись на то, что он нарушил правило не критиковать своих. Рассказывать про демократические ценности, свободы и права граждан следовало другим странам. Например, Казахстану, что Европарламент с удовольствием сделал сразу после Кантара, заодно пообещав нам санкции за нарушение этих прав и свобод. А в Мюнхене европейцы были в недоумении: они ждали, что им расскажут о том, как Белый дом заставит Кремль прекратить войну в Украине, а им сообщили про начало двустороннего диалога с обширной повесткой, в которой война в Украине лишь один из пунктов, к тому же, возможно, не самый главный. Не успели высохнуть слезы на глазах президента MSC Кристофа Хойсгена, заплакавшего во время выступления на закрытии конференции, как в Эр-Рияде началась встреча государственного секретаря Марко Рубио и Сергея Лаврова. Ни Европу, ни Украину на встречу не пригласили.

фото: Reuters

Правило второе: требуй возврата долгов

Сам стиль ведения переговоров американцами заставлял вспомнить про Дональда Трампа, а периодические напоминания о том, что Европа и Украина являются должниками США и этот долг необходимо возвращать, показывали, что это не просто члены президентской команды, но и его единомышленники. 

В докладе MSC делается вывод о том, что Соединенные Штаты при Трампе откажутся от своей «исторической роли гаранта безопасности Европы». Это не совсем верно. США не хотят быть бесплатным гарантом. В Вашингтоне считают, что Европа должна заплатить за оборону и восстановление Украины из своего кармана. 

Европа в лице Евросоюза и отдельных государств готова жертвовать национальными интересами ради интересов международных политических и олигархических кланов. На практике это означает продолжение войны с Россией украинскими солдатами и американским оружием. За то и другое европейцам придется платить. Эксперты из Bloomberg подсчитали, что защита Украины и укрепление собственной обороноспособности обойдутся Европе в дополнительные $3,1 трлн в течение десяти лет. Впрочем, Соединенные Штаты готовы участвовать в этом процессе, продавая европейцам свое во­оружение.

Сразу по завершении мюнхенского форума лидеры нескольких европейских государств собрались в Париже, где попытались выработать единую позицию по украинскому конфликту и его завершению путем размещения там европейских войск. Быстро выяснилось, что евроатлантическое единство состояло из электромагнита в лице США и металлических стружек в лице европейских стран. Как только был отключен ток в виде американских денег и оружия, стружки рассыпались. Для того чтобы самостоятельно сгенерировать объединяющий импульс, у Европы не оказалось ни политической воли, ни ресурсов. Парижская встреча закончилась буквально ничем.

Незадолго до Мюнхенской конференции Дональд Трамп объявил, что США очень много помогали Украине и пришла пора отдавать долги, можно в форме доступа к полезным ископаемым на сумму $500 млрд. В Киев отправился министр финансов США Скотт Бессент, который передал Владимиру Зеленскому проект соответствующего соглашения. Украинский президент от подписания документа отказался, заявив, что в нем не сказано про гарантии безопасности. Он рассчитывает на сделку «ресурсы в обмен на безопасность», но Трамп говорит не про обмен, а про возврат долга. 

Москва решила поддержать тренд на взыскание долгов. Российское новостное агентство Sputnik опубликовало подборку всех «вложений» России в Украину до начала войны (инвестиции, льготные поставки газа, долговые обязательства и прочее). Речь идет о сотнях миллиардов долларов. Будет ли Россия требовать их возврата и в какой форме, пока неизвестно.

Правило третье: дружи с врагом твоего врага

Дональд Трамп после разговора с Владимиром Путиным заявил, что хотел бы снова видеть Россию членом «Группы семи». Возможно, он вообще хотел бы видеть Владимира Путина своим союзником в выстраивании нового мирового порядка, особенно – в вопросе сдерживания Китая. 

В Европе у Дональда Трампа тоже есть друзья из числа политиков, которые ориентированы на защиту национальных интересов. Их сегодня принято называть популистами, что в целом отражает их политическую риторику, но не политические убеждения. Джей Ди Вэнс на полях форума встретился с лидером ХДС Фридрихом Мерцем, а за пределами конференции – с лидером АДГ Алисой Вайдель, от встречи же с канцлером Олафом Шольцем воздержался.

Те страны, где друзья Трампа у власти, сегодня заявили о своем несогласии с позицией Евросоюза. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что собравшиеся в Париже европейские лидеры не имеют полномочий обсуждать вопросы размещения иностранных войск в Украине. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто, находившийся в этот день с визитом в Астане, назвал это «встречей разочарованных», которые пытаются заблокировать мирное соглашение.

Как учит Сунь-цзы, «самая лучшая война – разбить замыслы противника, на следующем месте – разбить его союзы». Поэтому Китай, заметив трещину в отношениях между США и Евросоюзом, немедленно начал принимать меры по ее расширению. Член Политбюро ЦК КПК, министр иностранных дел КНР Ван И на полях конференции встретился со своим украинским коллегой Андреем Сибигой. Он заявил, что Китай рассматривает Украину как друга и партнера и всегда подходит к развитию китайско-украинских отношений с точки зрения долгосрочной перспективы. А на встрече с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас Ван И напомнил, что в этом году дипотношениям КНР и ЕС исполняется 50 лет. По этому случаю он предложил подготовить встречу лидеров Китая и Европы, а также принять план развития двусторонних отношений на следующие 50 лет. 

В заключение проведем экспресс-анализ рисков и возможностей, которые сулят Казахстану все эти процессы. Начнем с рисков. Похоже, что нам придется забыть про европейских инвесторов. Все деньги Европа будет тратить на оборону и на поддержку Украины. Возрастают риски втягивания Казахстана в противостояние Пекина и Вашингтона. К возможностям можно, пожалуй, отнести снятие ряда американских санкций с России, в том числе с Росатома. Это упрос­тит для нас строительство АЭС и развитие атомной энергетики в целом. А возможный отказ Китая и Евросоюза от взаимных санкций может стать стимулом для китайских инвестиций в дорожную и портовую инфраструктуру на Транскаспийском международном транспортном маршруте.