«Меняйся или умри». Ашимбаев рассказал, как будет развиваться Казахстан в ближайшие годы

Спикер сената Маулен Ашимбаев опубликовал статью в газете «Время» под названием «Логика реформ 2.0: в фарватере эпохи». В ней он высказывает мысль о том, что с приходом в Белый дом президента США Дональда Трампа мир переходит на новый уровень развития цивилизации, и сейчас как никогда актуален лозунг «Меняйся или умри». Что в таких условиях будет делать Казахстан, спикер попытался объяснить в своей статье.
Все больше стран склоняются к политике протекционизма, что может привести к усилению торговых войн. По мнению Ашимбаева, торговля все чаще будет сосредотачиваться внутри геополитических блоков, а не между ними. Кроме того, конкуренция за инвестиции становится все более ожесточенной – только за прошлый год приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию снизился на 39%.
По словам Ашимбаева, первое, на что Казахстан должен обратить внимание, – это сокращение доли госсектора в экономике. Этому будет способствовать объявленный мораторий на создание новых госкомпаний и завершение массовой приватизации не позднее 2028 года.
В будущем будут оцифрованы все данные о сельскохозяйственных землях. Они будут предоставляться исключительно через открытые онлайн-аукционы. Это же касается и реализации участков недр, содержащих полезные ископаемые. Страна также перейдет от прямого субсидирования фермеров к предоставлению доступных льготных кредитов.
В течение ближайших трех лет будут поэтапно отменяться ограничения в части формирования цен и тарифов. Это позволит устранить нерыночные механизмы, приведшие к изношенности всей инженерной инфраструктуры в предыдущие годы.
«Базовый принцип «господдержка в обмен только на реальный экономический рост, инновации и расширение рынков сбыта» коснется и других отраслей, которые в настоящее время пользуются поддержкой государства без серьезных обязательств. Эти изменения госполитики поэтапно войдут в нашу жизнь в течение нескольких лет», – написал Ашимбаев.
Спикер сената отдельно остановился на развитии бизнеса. По мнению Ашимбаева, предпринимателям не дают развиваться три вещи: олигополия, коррупционные барьеры и недоступность финансовых средств – длинных кредитов и серьезных инвестиций.
«Чтобы высвободить частную инициативу, способную развивать технологичные производства, необходимо снять с нее путы, не связанные с чисто предпринимательскими рисками. Все избыточные проверки – прямой путь к коррупции», – считает Ашимбаев.
Он отметил, что потенциальных инвесторов отпугивают «замороченные бюрократические квесты«. Чтобы решить эту проблему, необходимо упрощать правила, оказывать процедуры в цифровом варианте и перенести все контакты с чиновниками в обезличенный вид на единую платформу.
«Бывает так: чтобы только начать строительство объектов производства, требуется порядка 60 различных разрешений. В итоге, пока весь мир бьется за инвесторов, предлагая им лучшие условия, у нас не первый год снижается как валовый, так и чистый приток прямых инвестиций в экономику», – заметил спикер сената.
Те инвестиции, которые сегодня поступают в Казахстан, пока не работают на перспективные сектора экономики. Они все еще сконцентрированы в сырьевых и малопродуктивных секторах.
«Необходимо сформировать пул преференций для инвестпроектов, нацеленных на дальнейший экспорт продукции. Это должно привлечь качественные инвестиции в экономику», – отметил Ашимбаев.
По мнению спикера сената, другой тормоз для казахстанского бизнеса – это невысокий уровень кредитования предпринимателей.
«Особенно это касается среднего бизнеса – самого перспективного для экономики сегмента, который мог бы взять на себя развитие перерабатывающих производств. Сейчас же доля кредитов в общем объеме инвестиций в основной капитал мизерна – меньше 4%, в то время как в развитых странах доля банковских кредитов – от 30% до 50%», – пояснил Ашимбаев.
Решением проблемы может стать большая мотивация банков кредитовать бизнес. Для этого нужно ослабить требования к тем банкам, кто кредитует реальный сектор, и снизить для них налоги.
«Речь идет, с одной стороны, о послаблении требований регулятора к банкам, кредитующим реальный сектор, а с другой — о повышении налогов на операции с ценными бумагами, главным образом государственными, с одновременным снижением налоговой нагрузки по доходам от кредитования производства. Эти механизмы предполагается отразить в новом Налоговом кодексе», – подчеркнул Ашимбаев.
Спикер сената заметил, что Казахстану предстоит провести тяжелую, но необходимую налоговую реформу. Вместе с тем будет оптимизирована расходная часть, чтобы сократить дефицит бюджета.