Масштабные паводки в Казахстане могут повториться через 5-10 лет

Изменение климата ускоряет круговорот воды. Это провоцирует учащение масштабных паводков, которые случились в Казахстане в прошлом году. Сейчас гидрологи расходятся во мнении, когда именно в страну опять придут паводки масштаба 2024 года.
Наиболее разрушительные паводки в Казахстане обычно охватывают северные, центральные и западные районы, равнинные реки которых в основном питаются снегом. Паводки сюда приходят весной при сочетании определенных погодных условий, прежде всего резкого потепления и обильных осадков. В этом смысле наводнение 2024 года, названное крупнейшим природным бедствием за более чем 80 лет, вполне вписывается в общий канон. Напомним, затопленными тогда оказались 18 тыс. домов, из мест разгула стихии было эвакуировано 117 тыс. человек.

Аномалия – новая норма?
Половодье, напомним, ежегодное явление, оно происходит на реках в одно и то же время. А вот паводки — нерегулярны и краткосрочны. Половодье не обязательно сопровождается паводками. Но изменение климата приводит к усилению круговорота воды. Это, в свою очередь, провоцирует такие экстремальные природные явления, как паводки и засухи. По данным «Казгидромета», каждое десятилетие начиная с 1976 года среднегодовая температура воздуха в Казахстане растет на 0,33 °С, тогда как во всем мире – на 0,19 °С.
«В нормальные климатические годы водные объекты не представляют серьезных проблем для жизни населения и экономики страны. Однако в экстремальные или крайне засушливые годы условия формирования водного стока могут создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций», — говорится в Концепции развития системы управления водными ресурсами РК на 2024 – 2030 годы.
Первый заместитель генерального директора РГП «Казгидромет» Серик Саиров объясняет, что об экстремальных годах речь идет в случаях, когда среднегодовые значения температуры воздуха, количества осадков и водного стока выходят за пределы стандартных отклонений от нормы. При этом под нормой понимается среднемноголетнее значение климатической переменной за 30 лет (обычно речь идет о 1961-1990 годах).
На текущее столетие, по словам собеседник, приходятся 9 из 10 экстремально теплых лет за всю историю наблюдений с 1941 года.

«Конкретно в 2023 году среднегодовая температура отклонилась от нормы (5,4 °C) в большую сторону на 2,58 °C. Это на 0,66 °C больше, чем в 2020 году, когда был зафиксирован предыдущий исторический рекорд», — комментирует Саиров.
Вместе с тем высокими по водности, согласно наблюдениям «Казгидромета», оказались 15 из 33 последних лет. Во всех этих случаях наблюдалось заметное превышение нормы, (108,5 км3). Средними же по водности выдались 13 лет. Остальные пять, соответственно, низкими. Оговоримся, что общий объем речного стока за 2024 год пока не рассчитан: данные по его трансграничной составляющей сопредельные страны передадут позже.

Чего ждать?
Климат продолжит меняться. По оценкам «Казгидромета», к 2030 году средняя температура воздуха в Казахстане может подняться на 1,7–1,9 °C, а к 2050 году — на 2–3 °C. Из-за потепления осадки станут более интенсивными, снег и ледники начнут таять раньше. В результате всего этого резко повысится вероятность наступления паводков, особенно весенних.
Выходит, масштабные затопления перестанут быть большой редкостью. Однако точно определить срок их национальная метеорологическая служба невозможно, поскольку климат во многом зависит от сочетания естественных и антропогенных факторов, которые сложно спрогнозировать. Собственно, по этой причине максимальная заблаговременность, с которой метеослужба составляет прогноз, не превышает семи месяцев: настолько заранее она предсказывает вегетационный период предстоящего года. Прогнозы же по паводковой ситуации выпускаются непосредственно перед наступлением весеннего половодья. Предварительный — в феврале, а основной – в марте.
Тем временем научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян предупреждает: очередное крупное наводнение, сопоставимое по разрушительным последствиям с тем, что случилось в 2024 году, не заставит себя долго ждать.
«Все цикличности, связанные с климатом сжимаются. То, что раньше происходило раз в 200 лет, теперь происходит раз в 50-40 лет, а то, что происходило раз в 50 лет — теперь раз в 15 лет. Поэтому надо быть готовыми, что такое наводнение повторится в периоде долгосрочного планирования, запросто до 2040 года», — приводит его слова издание «Экология России».
И.о. председателя правления АО «Институт географии и водной безопасности» Министерства науки и образования РК Жомарт Биримбаев также допускает, что в следующий раз стихия может не на шутку разгуляться уже в обозримом будущем. Но в то же время не берется очерчивать конкретный период.
«Гидрологические и метеорологические элементы не поддаются прогнозированию на долгосрочную перспективу с достаточной долей достоверности и оправдываемости. Поэтому оценки относительно того, на каком конкретном отрезке времени следует ожидать очередного масштабного наводнения, разнятся. Речь может идти как о перспективе 20-30 ближайших лет, так и 5-10. Однако, несмотря на различные оценки, ученые придерживаются единого мнения об учащении экстремальных гидрологических явлений», — отметил спикер.
Ускорение гидрологических циклов на фоне глобального потепления, по словам Биримбаева, меняет сам механизм формирования половодья. Как итог – паводковая угроза становится все более реальной.
«При относительно близких к норме атмосферных осадках, особенно зимних, и при сохранении тенденции потепления сроки наступления половодья смещаются на более ранние даты. Такой механизм формирования половодья в первую очередь представляет небольшую опасность для равнинных территорий, так как резкое таяние снега наряду с медленным таянием промерзших почвогрунтов на территориях с небольшим уклоном в водосборе ухудшают условия поступления воды с поверхности в гидрографическую сеть», — заключил Жомарт Биримбаев.