Топ-10 товаров, на экспорте которых заработал Казахстан в 2024 году

Вклад нефти, которая остается ключевым экспортным продуктом Казахстана, в общий прирост казахстанского экспорта по итогам 2024-го оказался меньше, чем вклад других товаров из числа крупнейших. На этом фоне власти могут рапортовать о росте обработанного экспорта: основной прирост на этот раз обеспечили уран и катодная медь – обработанные товары, но не самого высокого передела. Kursiv Research в очередном обзоре разбирает, какие факторы содействовали росту товарного экспорта РК по итогам 2024 года.
Топ-10 крупнейших экспортных товаров РК
В минувшем году экспорт товаров из Казахстана вырос до $81,6 млрд, или номинально на 3,1% в годовом выражении. С увеличением выручки усилилась товарная концентрация, которая и без того остается чрезвычайно высокой. В отчетном периоде десять крупнейших экспортных продуктов РК сгенерировали 74,7%, по итогам 2023-го – 73,9%.
Шесть позиций из топ-10 экспортных продуктов РК закрыли год с плюсом. Из них наименьшая в процентах положительная динамика зафиксирована в продажах сырой нефти, ключевого вывозного продукта страны. Экспортная выручка увеличилась до $42,9 млрд, или всего на 1,3%.
Мизерный прирост выручки произошел под влиянием следующих факторов. Во-первых, несмотря на коррекцию нефтяных котировок на мировых рынках, цена продажи казахстанской нефти выросла: среднегодовая цена эталонной марки Brent по итогам 2024-го снизилась на 2,3% (до $80,7 за баррель), тонна казахстанского черного золота, напротив, подорожала в среднем на 0,8% (до $603,7). Во-вторых, отечественные нефтяники, несмотря на снижение добычи (на 2,7%, до 87,6 млн тонн), смогли даже незначительно увеличить объем экспортных поставок (на 0,5%, до 71 млн тонн).

В середине декабря 2024-го министр энергетики Алмасадам Саткалиев докладывал, что по итогам года добыча сократится на Тенгизе и Кашагане. На первом месторождении из-за запуска Проекта будущего расширения 50 дней шли ремонтные работы. На Кашагане из-за замены слагкетчера добыча была остановлена на 21 день. Также на добычу негативно повлияли внеплановые остановки на месторождении Карачаганак, ограничения приема газа Оренбургским ГПЗ, остановки КТК на планово-профилактические работы, ремонтные работы на Заводе второго поколения месторождения Тенгиз (из-за внутренней утечки пара в технологический поток).
Вторую позицию в топе экспортных товаров РК с заметным отставанием от лидера занимает уран, экспортная выручка по которому увеличилась до $4,5 млрд (+32,1%). Дополнительный денежный поток по поставкам урана в размере $1,1 млрд, который обеспечил порядка 44% всего прироста экспорта РК, сформировался за счет удорожания продукта и увеличения объема поставок. В отчетном периоде средняя цена реализации по группе компаний «Казатомпром» выросла до $69,7 за фунт оксида урана, или на 27% за год.
Увеличение производства (до 23,3 тыс. тонн, +10%) сопровождалось сокращением продаж по группе компаний (до 16,7 тыс. тонн, –8%). Напомним, квартальные объемы продаж могут меняться из года в год, поскольку они зависят от запроса клиентов и срока физической поставки. Поэтому таможенная статистика, несмотря на сокращение продаж по группе компаний «Казатомпром», фиксирует увеличение по итогам 2024-го отгрузок на 4,4% (на дополнительные 1,2 тыс. тонн).
В топ-10 экспортных товаров РК традиционно входят два вида медной продукции. По итогам минувшего года на третьем месте расположились поставки катодной меди, которые принесли стране порядка $3,7 млрд (+28,9%). Казахстанским компаниям благоволили цены на мировых рынках – в 2024 году в среднем они выросли на 7,7% (до 9,1 тыс. за тонну). В этих условиях производители нарастили выплавку катодной меди (+11,6%, до 465,7 тыс. тонн), что позволило увеличить объем экспортных поставок на 20,1% (до 423,6 тыс. тонн).
На четвертой позиции отгрузки медных руд и концентратов, экспортная выручка по ним выросла до $3,2 млрд, или на 4,6%. Умеренный рост вызван сокращением физических поставок (–5,6%) на фоне удорожания этого продукта (+10,8%), хотя внутреннее производство медных руд увеличилось на 7,4%, медных концентратов – на 2,1%. Растущий выпуск катодной меди снижает экспортные возможности по поставкам руд и концентратов – продукции с меньшей добавленной стоимостью, чем катоды.
По величине экспортной выручки на пятом месте отгрузки высокоуглеродистого феррохрома. В отчетном периоде поставки этого продукта принесли Казахстану $1,9 млрд, или на 9,3% больше, чем в 2023 году. Отечественные производители нарастили выпуск на 20,2%, и это позволило увеличить объем поставок на четверть. Однако нашим компаниям не благоволила мировая конъюнктура: экспортная цена тонны казахстанского феррохрома по итогам 2024-го снизилась на 14,3%.

В структуре топ-10 экспортных товаров РК наилучшую динамику показали отгрузки самолетов и прочих летательных аппаратов (с массой пустого снаряженного аппарата более 15 тонн), которые по итогу 2024 года заняли 7-е место по размеру экспортной выручки. Экспортная статистика фиксирует денежный поток в размере $886,7 млн, или на 575% больше, чем в 2023 году. Казахстан не производит широкофюзеляжные самолеты, и дело тут не в реэкспорте. Это обусловлено запутанными схемами авиационного лизинга, когда лизингополучатели нередко регистрируют приобретенную технику в другой юрисдикции, чтобы оптимизировать налоги или упросить техническое обслуживание.
В топ-10 экспортных товаров РК четыре позиции показали отрицательную динамику. Экспортная выручка сократилась по отгрузкам природного газа (–14,6%, до $1,4 млрд), мягкой пшеницы (–34,2%, до $1,1 млрд), прочих дистиллятов (–23,6%, до $815,2 млн) и необработанного серебра (–3,3%, до $621,2 млн). Из этого списка наибольшие потери зафиксированы по отгрузкам пшеницы, экспортеры этого продукта недосчитались порядка $547,6 млн.
По итогам прошлого года совокупная экспортная выручка выросла на $2,5 млрд. Причем основной вклад в этот прирост внесли отгрузки урана (дополнительные $1,1 млрд) и катодной меди (дополнительные $822,2 млн), тогда как поставки сырой нефти на этот раз не были главным драйвером роста совокупного показателя.
Топ-10 быстрорастущих экспортных товаров РК
Kursiv Research в своих обзорах составляет топ-10 быстрорастущих экспортных позиций, чтобы дополнительно подсветить процессы, происходящие в экономике страны. Поскольку группа быстрорастущих товаров может выступать вспомогательным индикатором, отображающим системные успехи или провалы в экспортной деятельности страны, также это помогает выявить будущих экспортных чемпионов.

Для выявления быстрорастущих статей экспорта берутся позиции с величиной более $25 млн в отчетном периоде, которые делятся на показатель предыдущего года. Отсечение в $25 млн производится, чтобы исключить из анализа возможные неустойчивые контракты.
Десятку наиболее быстрорастущих статей можно поделить на две условные группы. В первой группе товары, для выпуска которых казахстанская экономика располагает соответствующими производственными мощностями и накопленными знаниями. Во вторую группу входят товары, выпуск которых не характерен для казахстанской экономики.
По оценке Kursiv Research, к первой группе можно отнести четыре продукта из топ-10 быстрорастущих экспортных товаров РК. Экспорт медных анодов вырос с практически нулевых значений в 2023 году, порядка $22,8 тыс., до $30,8 млн по итогам 2024-го (прирост в 1,4 тыс. раз). Поставки N-ксилола за год выросли почти в 7 раз, с $13,9 млн до $95,2 млн. Отгрузки сахара (прочего в твердом состоянии) выросли с $9,5 млн до $55,1 млн, или на 480% за год. Отгрузки кормов (прочих) выросли на 354%, до $241,1 млн.
Бурный рост первых трех вышеуказанных товаров связан с восстановлением экспортных потоков, оборвавшихся несколько лет назад. Экспортные поставки кормов растут динамично, поскольку последние несколько лет в стране появилась соответствующая индустрия, которая после насыщения внутреннего рынка вышла на рынки внешние – в Китай. Природа бурного роста по этим четырем продуктам подробнее разбиралась в предыдущем обзоре.
По нашей оценке, ко второй второй группе товаров, для производства которых казахстанская экономика не обладает соответствующими компетенциями, можно отнести пять продуктов из топ-10 быстрорастущих. Это уже упоминавшиеся широкофюзеляжные пассажирские самолеты, а также турбореактивные двигатели с тягой более 25 кН (+546%, до $159 млн) и электрогенераторные установки с искровым зажиганием. Поставки турбореактивных двигателей зафиксированы в экспортной статистике, по всей видимости, из-за необходимости обслуживать парк самолетов. Бурный рост отгрузок электрогенераторных установок, скорее всего, связан с реэкспортом.
В топ-10 быстрорастущих три новых продукта. В прошлом году экспорт труб для нефте- и газопроводов (с наружным диаметром 406,4 мм; прямошовных, изготовленных методом дуговой сварки) вырос до $46,7 млн, увеличившись в 30 раз по отношению к уровню 2023-го. Дополнительный объем целиком ушел в Туркменистан.
На протяжении последних двадцати лет Казахстан по прямошовным трубам (ТН ВЭД 730511) был и остается нетто-импортером, который завозит этот товар преимущественно из России. Всплеск экспорта в минувшем году, по всей видимости, связан с тем, что нацкомпания QazaGaz и туркменский государственный концерн «Туркменгаз» в октябре 2024-го подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию газовой отрасли (до октября каких-либо объемов по туркменскому направлению таможенная статистика не фиксировала).
«Этот документ ориентирован по трем направлениям. Первое – это развитие ресурсной базы, геологоразведка и участие QazaqGaz в газовых месторождениях Туркменистана, включая месторождение Калтыныш. Второе направление – это магистральные газопроводы, включая проект Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, это мегагазопровод. И третье направление – это импорт товарного газа из Туркменистана в Казахстан. Этот документ будет основополагающим для усиления взаимоотношений между Казахстаном и Туркменистаном в газовой сфере», – заявил председатель QazaGaz Санжар Жаркешов во время подписания соглашения.
По всей видимости, остальные два новых продукта в топ-10 быстрорастущих тоже без шильдика Made in Kazakhstan. В прошлом году экспорт свечей зажигания достиг $43,1 млн, годом ранее – $9,2 млн. Сколько-нибудь заметные объемы экспорта впервые зафиксированы в 2023-м, и два года подряд главным рынком сбыта является Россия.
Аналогичная ситуация наблюдается в экспорте приводных ремней (зубчатые, с длиной наружной окружности 60–150 см), отгрузки которых в прошлом году выросли до $31,8 млн (+230,7% к результату 2023-го). До 2022 года включительно экспортные объемы этого продукта были мизерными, однако с 2023-го отгрузки достигли уровня в несколько миллионов долларов, причем Россия стала основным направлением сбыта.
Топ-10 направлений экспорта РК
Kursiv Research определил четыре ключевых направления для анализа продуктовой структуры экспорта: ЕС-27, страны ЕАЭС и Центральной Азии, а также Китай. Из них наименее сложная ситуация с Евросоюзом, поскольку львиную долю казахстанского экспорта в этом направлении составляют сырая нефть, газ и нефтепродукты. Увеличение добычи углеводородов или удорожание нефти приводит к росту экспортной выручки, и наоборот.
В минувшем году экспорт РК в ЕС-27 вырос до $38,1 млрд, или на 23,1% (к результату 2023-го), из которых на долю сырой нефти приходится 90,3%. В отчетном периоде страны Евросоюза нарастили объем импорта черного золота из Казахстана на 10,5 млн тонн. Дополнительный объем вместе с незначительным удорожанием нефти из РК в европейском направлении (экспортная стоимость выросла на 1,6%) дал возможность заработать на $6,8 млрд больше. Основной прирост обеспечили Италия и Нидерланды, порядка 77% от дополнительной выручки от продажи нефти странам ЕС-27.

Экспорт РК в китайском направлении вырос незначительно, всего на 1,6%, или до $14,9 млрд. В структуре экспорта в КНР положительную динамику показали восемь позиций из десяти: медные руды и концентраты (до $2,9 млрд, +4,7%), катодная медь (до $2,5 млрд, +33,2%), уран (до $1,8 млрд, +39,4%), высокоуглеродистый феррохром (до $1,1 млрд, +43,4%), ТВЭЛы (до $356 млн, +40,6%), нелегированный цинк, содержащий по массе 99,99% и более цинка (до $327 млн, +21,0%), прочие руды и концентраты драгоценных металлов (до $289 млн, +47,9%), прочие корма (до $228 млн, +444,2%).

Дополнительная выручка по восьми позициям аналогична потерям по оставшимся двум позициям внутри топ-10 товаров, которые закрыли год минусом. Поставки казахстанской нефти в Китай в прошлом году уменьшились до $1,9 млрд, или на 49,8%. Объем перекачанного природного газа в денежном выражении сократился до $1,3 млрд (–8,6%).
Если рассматривать структуру наиболее быстрорастущих экспортных продуктов (по отдельным направлениям сумма отсечения составляет $10 млн) в китайском направлении, то выделяется рост поставок нелегированного алюминия, рафинированного свинца и оксида алюминия с практически нулевых значений. В 36 раз увеличился экспорт жмыха (подсолнечника), достигнув $11,4 млн по итогам 2024-го.
Впервые за четыре года зафиксировано снижение экспорта в страны ЕАЭС. В минувшем году экспорт в этом направлении составил почти $10,9 млрд, или на 5,1% меньше, чем в 2023-м.
Отгрузки уменьшились в три страны ЕАЭС: поставки в РФ сократились до $9,6 млрд (–6,5%), в Беларусь – до $154,9 млн (–15,6%), в Армению – до $19 млн (–45,6%). Кыргызстан, напротив, увеличил импорт из Казахстана до $1,3 млрд, или на 9,6%.

Россия, на которую приходится 87,0% экспорта РК в страны ЕАЭС, уменьшила импорт из Казахстана только по одной позиции из топ-10. Отгрузки неагломерированных железных руд и концентратов сократились до $150,1 млн (–33,6%). Поставки по остальным девяти позициям выросли: уран (до $1,8 млрд, +14,6%), оксид алюминия (до $365 млн, +21,4%), горячекатаный плоский прокат толщиной более 10 мм (до $319 млн, +12,4%), оцинкованный плоский прокат (до $239 млн, +2,8%), агломерированные железные руды и концентраты (до $229 млн, +54,2%), медные руды и концентраты (до $216 млн, +19,2%), холоднокатаный плоский прокат толщиной более 3 мм (до $208 млн, +0,6%), необработанное золото (до $178 млн, +4,5%), нелегированный цинк, содержащий по массе 99,99% или более (до $163 млн, +227,9%).
В российском направлении наши экспортеры по итогам 2024-го недосчитались порядка $661 млн, десятая часть этих потерь пришлась на один товар из топ-10. Если учесть, что в российском направлении самая низкая товарная концентрация по сравнению с другими странами (по итогам 2024-го порядка 41%), то основные потери пришлись на товары за пределами первой десятки.
В списке быстрорастущих товаров по российскому направлению выделяются поставки медных анодов (с нулевых значений в 2023 году), лома из легированной стали (в 37 раз). Бурные темпы отмечаются в поставках семян рапса (+1394%), железных и стальных прутков с выемками, выступами и другими деформациями (+1014%) и гусеничных бульдозеров (+847%). Еще один вид спецтехники оказался в топ-10 быстрорастущих – бездорожные самосвалы (+381%).

Экспорт в страны Центральной Азии в прошлом году сократился до $5,4 млрд, или на 2,1%. Львиная доля потерь возникла из-за спада экспорта в Узбекистан, на который приходится порядка 52% торговли РК с государствами Центрально-Азиатского региона. Казахстанский экспорт в узбекском направлении уменьшился до $2,8 млрд (–9,6%), в туркменском – до $335 млн (–15,6%). Кыргызстан и Таджикистан, напротив, увеличили поставки из Казахстана – до $1,3 млрд (+9,6%) и $996,4 млн (+15,9%) соответственно.
В структуре топ-10 экспортных товаров, поставляемых из РК в Узбекистан, зафиксировано снижение поставок по пяти позициям: мягкая пшеница (до $586,4 млн, –26,2%), мука (до $140,9 млн, –14,7%), стальная заготовка прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения (до $94,7 млн, –10,6%), медные руды и концентраты (до $66,5 млн, –28,7%), прочие дистилляты ($46,3 млн, –14,7%).
Экспорт вырос по следующим пяти позициям: подсолнечное и сафлоровое масло (до $120 млн, +27,1%), горячекатаный плоский прокат толщиной 3 мм (до $67,7 млн, +39,8%), железные и стальные прутки (до $64,1 млн, +34,3%), минеральные и газированные воды (до $56,9 млн, +20,9%), прочее подсолнечное и сафлоровое масло (до $50,9 млн, +45,6%).

В списке десяти быстрорастущих товаров, экспортируемых в Узбекистан, взрывной динамикой выделяются поставки пультов и панелей на напряжении не более 1000 В, которые по итогам прошлого года выросли до $27,6 млн, увеличившись за период сразу в 10 раз. Шестикратно выросли отгрузки легких дистиллятов (до $15,9 млн). В этом списке четыре позиции занимает продукция АПК: поставки сахара увеличились на 486%, кукурузы – на 199%, табака – на 85% и шоколада – на 74%.