Подсанкционные компании Казахстана продолжают работать

После начала войны в Украине США и Евросоюз стали накладывать санкции на казахстанские компании, которых заподозрили в транспортировке товаров двойного назначения в Россию. «Курсив» узнал о судьбе 10 из них. Все фирмы продолжают действовать на территории страны.
Какие компании Казахстана попали в «черный список»
- ТОО «CPS Energy»,
- ТОО «Kazstanex»,
- TOO «Запчастьтрейд»,
- ТОО «МеталлСтан»,
- ТОО «Рабадазия»,
- ТОО «TawKz»,
- ТОО «Catu Tech»,
- ТОО «КБР-Технологии»,
- ТОО «Elem Group»,
- ТОО «Da Group 22».
«Курсив» попытался связаться со всеми подсканционными компаниями. В шесть казахстанских ТОО, попавших под санкции в 2023 и 2024 году, дозвониться не удалось: номера, указанные в интернете и на сайте госзакупок «не существуют». Седьмая компания не ответила на звонок по номеру, указанному на их официальном сайте, и на электронное письмо. Контакт восьмой найти не получилось. Представитель девятой — ТОО «Elem Group» — отказался отвечать на вопросы журналистов и бросил трубку.
Владелец ТОО «CPS Energy» Константин Абакиров — единственный, кто согласился дать редакции комментарий.
Почему «CPS Energy» не может обжаловать санкции
Константин Абакиров рассказал «Курсиву», что после попадания под санкции в ноябре 2024 года с компанией прекратили сотрудничать банки.
«После того как моя компания попала в санкционные списки, работа практически остановилась. На вопрос «Почему?» ни один банк не набрался смелости ответить, что это из-за санкций, все ссылались на внутреннюю политику банка», — вспоминает Константин Абакиров.
При этом ликвидировать компанию пока нет возможности из-за «обязательств, которые невозможно исполнить опять же из-за санкций», сообщил спикер.
«Обжаловать санкции невозможно в силу того, что нет конкретики. Деятельность компании никак не подпадает под прямые санкции: с товарами двойного назначения мы не работали. Такой вот замкнутый круг. Создавать альтернативный бизнес я не планирую: нет ресурсов и возможности. Сейчас у меня наступил незапланированный отпуск», — поделился Константин.
«CPS Energy» зарегистрирована в Казахстане в 2020 году. По словам учредителя, она поставляла в Казахстан оборудование и технологии для ТЭЦ и смежных направлений. Согласно данным eGov, деятельность компании — оптовая торговля товарами широкого ассортимента. На сайте КГД РК указано, что за 2024 год юрлицо уплатило 52,8 млн тенге налогов — больше, чем в предыдущие два года существования.
Что общего у казахстанских подсанкционных компаний
Во-первых, сфера деятельности. Половина из них занималась поставками электронного оборудования, другая — поставкой и продажей автозапчастей и металлообрабатывающих станков.
Во-вторых, год создания — четыре компании впервые зарегистрированы сразу после начала войны, еще две — в 2023 году. При этом четыре компании из списка зарегистрированы за несколько лет до войны.
В-третьих, большинство из них являются «дочками» российских предприятий.
В-четвертых, большинство компаний по сей день платят налоги. Но есть исключение — это ТОО «Рабадазия». Оно было создано осенью 2023 года, однако на сайте КГД не отражены поступления ни за 2023, ни за 2024 год. Эта же компания отличается от остальных видом деятельности: она занималась поставкой стройматериалов и монтажом объектов.
В-пятых, все 10 компаний продолжают юридически существовать. Единственное исключение — TOO «Elem Group». Оно, по данным КГД РК, находится на стадии ликвидации.
Elem Group создали в середине марта 2022 года. Она специализируется на торговле электронным и телекоммуникационным оборудованием. Компания попала под санкции ЕС летом 2023 года «из-за поддержки российского военно-промышленного комплекса и участия в обходе торговых ограничений». Минэкономики РК в 2023 году утверждало, что о возможном попадании под санкции было известно заранее, и еще в мае 2023 года Elem Group прекратила заниматься импортом и экспортом.
«Курсив» рассказывал, что Дональд Трамп намерен провести новый раунд переговоров с Россией касательно войны в Украине, начавшейся три года назад.