Research

Казахстан резко нарастил экспорт в РФ ноутбуков и бульдозеров после начала войны

shutterstock, бильд-редактор: Дастан Шанай

Содержание:

Как война в Украине изменила торговлю Казахстана с Россией
Какие фототовары поставляет Казахстан в Россию 
Какие механические устройства Казахстан поставляет в Россию
Какие электрические машины и оборудование Казахстан поставляет в Россию

После начала войны в Украине ощутимо увеличился вес казахстанского экспорта в товарообороте между РК и РФ. Это не обязательно означает, что компании Казахстана помогают обходить санкции. Торговля могла меняться по другим причинам. Kursiv Research выяснил, по каким товарам произошли резкие изменения и чем эти метаморфозы могли быть обусловлены.

Как война в Украине изменила торговлю Казахстана с Россией

Три года назад – 24 февраля 2022 года – начался военный конфликт между Россией и Украиной. В ответ на это западные страны обложили Россию новыми санкциями. Вместе с секторальными, финансовыми и персональными санкциями были введены торговые ограничения. Иначе говоря, были запрещены поставки в Россию товаров двойного назначения и высокотехнологичной продукции. Также была включена возможность наложения вторичных санкций на те компании и страны, которые помогают РФ обходить их. Помимо прочего, некоторые западные страны, а также Япония и Южная Корея, приостановили режим наибольшего благоприятствования в торговле с Россией, которая вводила ответные санкции. 

Казахстан предпочел держаться в стороне. Однако торговля между Казахстаном и Россией не могла не измениться. Тут и многолетние крепкие экономические связи, и самая протяженная сухопутная граница в мире. Ощутимо увеличился вес казахстанского экспорта в товарообороте между РК и РФ. Его доля по итогам 2024-го составила 34%. Это чуть меньше рекордных 38%, зафиксированных годом ранее. Однако это на порядок больше средних 28% за пять лет до войны. 

Это не обязательно означает, что казахстанские предприниматели (или компании, зарегистрированные в РК россиянами) помогают обходить санкции. Торговля могла меняться по другим причинам.

  • Во-первых, казахстанские производители могли проникать в освободившиеся ниши российского рынка, поставляя туда отечественные продукты, которые ранее не были представлены там.
  • Во-вторых, могла увеличиться доля стандартных продуктов для казахстанско-российской торговли.
  • В-третьих, мог вырасти реэкспорт неподсанкционных товаров.  

Kursiv Research проанализировал экспорт товаров из Казахстана в Россию (импортные потоки будут проанализированы отдельно) и в текущем материале остановился на трех укрупненных товарных группах (по двузначному коду ТН ВЭД), под которыми можно подвести общий знаменатель – за последние три года хотя бы раз Казахстан экспортировал продуктов этой категории больше, чем импортировал. То есть становился нетто-экспортером по ним. 

Речь идет о следующих товарных группах: «Фото- и кинотовары» (ТН ВЭД 37), «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (ТН ВЭД 84), «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» (ТН ВЭД 85). Для выявления причин бурного роста Kursiv Research разбил их до шестизначных кодов, проанализировав товарный поток по отдельности.  

Какие фототовары поставляет Казахстан в Россию

До начала военного конфликта Казахстан, если и экспортировал в Россию фото- и кинотовары, то в ничтожном объеме. К примеру, по итогам 2021 года РК отгрузил в российском направлении этой продукции на $1,1 тыс. При этом северный сосед поставил нам товаров этой категории на $3,1 млн (код ТН ВЭД 37). 

Казахстан всегда был нетто-импортером фото- и кинотоваров, которые завозили в основном Бельгия, США, Япония, Китай и Россия. Доля этих импортеров менялась, но состав был более-менее устойчивым. Однако с 2022 года Казахстан, оставаясь в целом нетто-импортером, стал больше поставлять этой продукции в Россию, чем она нам. Уже после первого года войны наш экспорт фото- и кинотоваров в российском направлении увеличился до $5,4 млн (или в 5 тыс. раз к уровню 2021-го). Объем поставок продолжил расти динамично в 2023-2024 годах: до $10,3 млн и $11,4 млн соответственно. 

Если детализировать торговые потоки до шестизначного кода ТН ВЭД, то последние три года мы поставляем в Россию преимущественно плоские рентгеновские фотопленки, рентгеновские фотопленки в рулоне и фотохимикаты в готовом виде, то есть тонеры и картриджи (экспорт других товаров не достигает $1 млн). Казахстан еще не научился производить такую продукцию – по крайней мере, такой вывод напрашивается из данных БНС АСПР РК, агрегированная статистика которого не дает точного представления, есть ли у нас такие производители. 

На признаки реэкспорта указывает и тот факт, что за последние три года Казахстан активнее импортировал эту продукцию из других стран. Объем импорта в Казахстан фото- и кинотоваров (включая рентгеновские фотопленки), снижавшийся в 2019-2021 годах, начал расти двузначными темпами в 2022 году (+98%), и по итогам 2023-го даже был зафиксирован рекордный объем в $24 млн (+52%).

Последние три года Казахстан остается нетто-экспортером фото- и кинотоваров в Россию – по всей видимости, за счет реэкспортной продукции. В этом смысле данная товарная категория – отличный пример того, как война повлияла на торговлю РК и РФ. Но ее доля в общем экспорте Казахстана в Россию занимает всего 0,1% по итогам минувшего года, и в этом смысле это не самый удачный пример. 

Намного существенные экспортные потоки начали фиксироваться после начала войны по двум другим товарным категориям, о чем ниже.  

Какие механические устройства Казахстан поставляет в Россию 

Казахстан значительно нарастил отгрузки в Россию товаров, которые таможенная статистика объединяет в категорию «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» (ТН ВЭД 84; далее – «механические устройства»). Если в 2021 году доля этой группы в общем экспорте РК в РФ не дотягивала и до 2% (или $128,2 млн), то по итогам 2024-го она выросла до 10,4% (или $996,2 млн). Статуса нетто-экспортера механических устройств в Россию мы добились в 2023-м и перестали им быть по итогам следующего года. 

Если разбить эту товарную категорию до шестизначных кодов ТН ВЭД, то Казахстан до войны активно поставлял в Россию подшипники и арматуру. К примеру, в 2021 году две позиции – подшипники с цилиндрическими роликами (ТН ВЭД 848250) и трубопроводная арматура (ТН ВЭД 848180) – сформировали половину экспорта «механических устройств» из Казахстана в Россию.   

Следует сказать, казахстанская экономика обладает производственной инфраструктурой и инженерными знаниями для их выпуска. В 2021 году Казахстан занял 15-е место в глобальном экспорте подшипников с цилиндрическим роликами. Стабильные поставки обеспечивает основанный еще в советские годы Степногорский подшипниковый завод, который выпускает роликовые и радиальные подшипники для железнодорожного транспорта. Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры – один из крупнейших машиностроительных предприятий по выпуску трубопроводной арматуры и нефтепромыслового оборудования – является одобренным поставщиком российских Транснефти, Роснефти, Газпрома, Лукойла. 
 
Вместе с тем с началом войны Казахстан стал поставлять в РФ товары, доля которых в категории «механические устройства» до этого была крохотной. К тому же мы не обладаем накопленными компетенциями для их выпуска. В 2022 году Казахстан отгрузил в северном направлении вычислительные машины (ТН ВЭД 847130) на сумму в $147,4 млн (против $210 тыс. в 2021 году). Обычно таможня присваивает эту товарную номенклатуру персональным компьютерам и ноутбукам. Объем экспорта сжимался в 2023 и 2024 годах, но остался значительным: $60,6 млн и $38,9 млн соответственно. 

Также чрезвычайно высокими темпами росли поставки следующих товаров. В 2022 году Казахстан отгрузил в Россию цифровые блоки обработки (ТН ВЭД 847150; речь идет о серверах) на $72,0 млн (против $92 тыс. в 2021 году). Поставки устройств вычислительных машин (ТН ВЭД 847180; то есть видеокарты, картридеры) выросли с $11 тыс. (в 2021 году) до $31,0 млн (2022 году). Реэкспорт этих товаров иссяк по итогам минувшего года: серверов – до $5,8 млн, видеокарт и картридеров – до $726 тыс.

Однако реэкспорт внутри категории «механические устройства», по всей видимости, остается значительным, поскольку лидирующие позиции заняли другие товары, которые Казахстан не производит. По некоторым из них высокие объемы начали фиксироваться на второй или на третий год войны.

В структуре топ-10 крупнейших товаров в категории «механические устройства» по итогам 2024-го только три продукта можно назвать характерными для торговли между РК и РФ, среди них подшипники с цилиндрическими роликами, трубопроводная арматура, шариковые подшипники. Их мы производим давно, и так же давно отгружаем в российском направлении. 

Остальные семь позиций занимают в этом смысле нестандартные продукты. ПК и ноутбуки, полноповоротные машины, или бульдозеры и погрузчики, котлы, самоходные погрузчики, части автомобильных двигателей, наконец, детали для топливной системы ДВС. В сумме это $175,4 млн, или 18% от всего экспорта в категории «механические устройства». 

Какие электрические машины и оборудование Казахстан поставляет в Россию

С начала военного конфликта Казахстан ощутимо нарастил поставки товаров, которые объединены в категорию «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» (ТН ВЭД 85; далее – «электрические машины»). Ее доля в общем экспорте товаров из Казахстана в Россию выросла с 1,8% (или $122,9 млн) по итогам 2021-го до 6,7% (или $637,1 млн) по итогам 2024-го. Нетто-экспортером мы были единственный раз в 2023 году. 

До войны в рамках этой товарной категории Казахстан стабильно поставлял в Россию свинцовые аккумуляторы для поршневых двигателей и различные трансформаторы, которые, соответственно, выпускают «Кайнар-АКБ» и Alageum Electric. В 2021 году общий экспорт «электрических машин» составил $122,9 млн, из них свинцовые аккумуляторы – $58,0 млн, трансформаторы мощностью не более 650 кВА – $17,7 млн и трансформаторы мощностью 650–1000 кВА – $12,1 млн. Общая доля трех продуктов тогда составила 72%. 

Картина поменялась уже в первый год войны. Тройка крупнейших продуктов в категории «электрические машины» полностью состояла из продуктов, которых мы раньше не продавали северному соседу (если даже фиксировались какие-то объемы, то исключительно в мизерных размерах). Большая часть из них – это реэкспорт, в 2022 году мы не производили их, а саранский Silk Road Electronics – производитель телевизоров, стиральных машин, вытяжек и газовых плит – был запущен только в начале 2024-го.

Итак, в 2022 году Казахстан отгрузил в Россию телевизоров на $151,9 млн (против $7 тыс. в 2021 году), телефонные аппараты, включая смартфоны, – на $142,7 млн (с нулевых значений в предыдущие годы). Также мы экспортировали части электрооборудования (ТН ВЭД 851190; речь идет о частях генераторов и стартеров) на $78,2 млн (против $6,9 тыс. в 2021 году).

Реэкспортный поток по двум первым позициям по итогам 2024-го заметно иссяк. Телевизоров мы отгрузили на $27,2 млн, однако непонятно, какая доля отправленных устройств была собрана в Казахстане на новых мощностях Silk Road Electronics. Поставки телефонных аппаратов, включая смартфоны, сократились до $16,8 млн. Тогда как экспорт частей генераторов и стартеров вернулся к довоенному мизерному объему, всего $336,9 тыс. 

Однако, как и в ситуации с «механическими устройствами», в этой категории также произошла ротация. По одним позиция «реэкспортный поток» иссяк, по другим – увеличился. В структуре топ-10 крупнейших товаров в категории «электрических машин» по итогам 2024-го четыре продукта следует считать стандартными для торговли Казахстана с Россией. Среди них свинцовые аккумуляторы для поршневых двигателей, трансформаторы мощностью не более 650 кВА, трансформаторы мощностью 650–1000 кВА, изолирующая арматура из керамики. По ним стабильно фиксировались существенные экспортные объемы до войны. Если допустить, что большая часть телевизоров, поставленных в РФ по итогам минувшего года, были собраны на мощностях нового Silk Road Electronics, тогда в топ-10 пять товаров, произведенных в РК. 

Остальные пять позиций занимают в этом смысле нестандартные продукты. Электрогенераторные установки с ДВС, свечи зажигания, прочие электрические проводники напряжением не более 80 вольт, кофемашины, смартфоны. В сумме это $152,5 млн, или 24% от всего экспорта «электрических машин» по итогам 2024-го. 

Тем самым, на третьем году российско-украинского военного конфликта реэкспортный поток из Казахстан пока что не иссяк.