Нацбанк объяснил корректировку прогноза по инфляции и ВВП

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Почему скорректировали прогнозы по инфляции и ВВП / shutterstock, бильд-редактор: Милош Муратовский

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов пояснил, по какой причине регулятор пересмотрел прогноз по инфляции и ВВП. Ожидается, что в 2025 году цены вырастут на 10–12%, а экономика – на 4,2%. На брифинге он рассказал, что ожидания были скорректированы, в том числе из-за грядущей налоговой реформы и роста цен на ГСМ.

«Ключевые риски прогноза инфляции включают в себя рост внутреннего спроса, незаякоренные инфляционные ожидания, дальнейшее ускорение инфляции ключевых торговых партнеров и возможное усиление вторичных эффектов от налоговой реформы и ценообразования в ГСМ», – рассказал он журналистам.

Глава Нацбанка уточнил, что инфляция уже стала устойчивой и затронула широкий круг товаров и услуг. Кроме того, внутренний спрос продолжит превышать предложение. Помимо эффектов от налоговой реформы и отмены регулирования стоимости ГСМ, в ближайшие годы на рост цен будет влиять реформа ЖКХ.

«Эти меры, безусловно, необходимы и направлены на модернизацию инфраструктуры, укрепление госфинансов и создание условий для экономического роста. В то же время в рамках своего мандата Нацбанк сосредоточен на монетарных составляющих инфляции, ключевым вызовом остается ускоренный рост потребительского кредитования», – отметил Сулейменов.

Годовая инфляция по итогам февраля ускорилась до 9,4%. На заседании по денежно-кредитной политике в пятницу, 7 марта, Нацбанк повысил базовую ставку сразу на 125 б.п., до 16,5%.

Также регулятор снизил прогнозы по росту казахстанской экономики. В 2025-2026 годах ожидается, что ВВП вырастет на 4,2% и 5,2% соответственно, а в 2027-м – на 4,5%. Таким образом, выполнение поручения президента Касым-Жомарта Токаева об удвоении экономики к 2029 году (в среднем на 6% ежегодно) может отложиться на неопределенный срок.

«Основная причина корректировки связана со сценарием сокращением добычи нефти, ранее закладывались 97,2 млн тонн, теперь, согласно планам правительства, – 96,2 млн тонн. В то же время устойчивый внутренний спрос и восстановление нефтяного сектора позволят поддержать экономическую активность в среднесрочном периоде», – объяснил Тимур Сулейменов.

Глава Нацбанка при этом не исключает, что фактический рост может сложиться несколько выше. На это могут повлиять планируемые реформы, среди которых увеличение инвестиций в основной капитал, привлечение иностранных инвестиций и либерализация экономики. По итогам 2024 года ВВП Казахстана вырос на 4,8%.

Читайте также