
В казахстанском прокате стартовал третий англоязычный фильм Пон Чжун Хо «Микки 17», где в главной роли снялся Роберт Паттинсон. «Курсив» расскажет зачем смотреть это кино и почему не стоит ждать слишком много.
О чем «Микки 17»
История разворачивается в недалеком будущем, когда планету охватили песчаные бури, а жить на Земле стало невыносимо. Предприимчивые дельцы осваивают космос, надеясь найти для землян новое место обитания. Некий конгрессмен Кеннет Маршалл (Марк Руффало), ставший невероятно популярным среди населения объявляет набор в экспедицию по покорению ледяной планеты Нифльхейм. В нее и попадает главный герой этой истории Микки Барнс (Роберт Паттинсон). Спасаясь от кредиторов, он вместе с Тимо — другом со времен детского дома (Стивен Ян) отправляется попытать счастья на чужой планете.

Только Тимо каким-то образом проник в пилоты, а Микки попал только в «расходники». Так называют людей, которых берут для опытов. После физической смерти, их тела можно заново напечатать на крутом биопринтере, а все воспоминания загрузить из предыдущей версии. Сейчас Микки живет уже 17-ю жизнь и во время одной из вылазок, его опять бросают умирать, считая, что у него нет шансов, но тот внезапно выживает, а когда он возвращается на станцию, то лоб в лоб встречается со своим дубликатом, собственной 18-ой версией. Появляться вместе им нельзя, ведь тогда по правилам убить должны обоих. Выживет ли кто-то из них?
Два персонажа, два совмещенных фильма и «два» режиссера
Во время просмотра складывается ощущение, что в этой картине всего по два. Начнем с самого очевидного. Для Пон Чжун Хо «Микки 17» — это уже третий проект, который он делает в Голливуде. Первым был постапокалиптический триллер «Сквозь снег», где продюсером был еще закэнселенный сейчас Харви Вайнштейн. С ним корейский режиссер конфликтовал из-за привычки того влезать в монтаж. Вторым проектом стала экологическая драма «Окча», в которой снялись Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано и другие популярные актеры.
«Микки 17» хоть и имеет оригинальную историю (это экранизация романа научно-фантастического романа Эдварда Эштона «Микки-7») на самом деле похож на микс вышеперечисленных фильмов. От ленты «Сквозь снег» здесь зимняя эстетика и постапокалиптический вайб, а от «Окча» — экологический и гуманистический месседж. Напомним, там девочка спасала свою любимую гигантскую свинью, здесь под угрозой исчезновения огромные многоножки — обитатели ледяной планеты (они тоже огромных размеров и тоже достаточно безобидны). Тут их называют жутиками (в англоязычной версии криперами).
В «Окча» люди под видом решения продовольственных проблем человечества, хотели убивать этих милых животных, здесь они пытаются уничтожить обитателей колонизируемой планеты, называя их угрозой хомо сапиенс. И там, и здесь злодеями выступают жадные капиталисты — только там в главе угла продовольственная корпорация, а здесь карикатурный богач, который хочет стать великим (Марк Руффало) и его неприятная и кровожадная супруга Ильфа (Тони Коллетт). С картиной «Сквозь снег» тоже немало общего, взять хотя бы то, что большую часть времени действие происходит в закрытом пространстве, там был поезд, в котором бедные воевали с богатыми, а здесь космический корабль.
В главном антагонисте как будто скрестили двух самых обсуждаемых сейчас персонажей: Дональда Трампа с его правыми идеями и его ближайшего соратника, любителя научных экспериментов, биохакинга и космических путешествий Илона Маска.

Микки здесь десятки версий (всех их, разумеется, играет Паттинсон), но основная история будет разворачиваться между 17-м и 18-м дубликатом. Что интересно, хотя в биопринтер загружали каждый раз вроде бы один и тот же материал, на самом деле все версии Микки имели чуть отличающийся набор качеств — кто-то нагл и смел, кто-то напротив более робок, один мог увлечься наркотиками, а другой наоборот правильных взглядов.
Когда они оба в кадре нельзя не вспомнить двух героинь нашумевшей «Субстанции» — там две женщины боролись с друг другом за право прожить под светом софитов чем больше, чем другая. Здесь противостояние не такое яркое, ведь они могут существовать одновременно, но посмотреть есть на что. Стоит отметить великолепную работу Роберта Паттинсона, играя разные версии своего Микки, он умудряется создать отличающихся друг от друга персонажей. Не то чтобы кардинально, но тем не менее.

И наконец, почему здесь работа будто двух режиссеров, двух Пон Чжун Хо. Интересно, но голливудские проекты получаются у этого знаменитого корейца совсем другими. Сравните сами. С одной стороны, мрачный триллер, один из лучших в корейском кино «Воспоминания об убийстве» и его кровавая комедия «Паразиты», которые сняты с фокусом на его локального зрителя и уже потом получившие международное признание. На другой стороне картины о глобальных вещах вроде социальной несправедливости, критики капиталистического устроя общества и экологии, но сделано это так общо, что кажется будто бы получается какой-то набор клише. Особенно заметно это было по его «Сквозь снег» — это кино, которое слегка подрастеряло настоящий корейский вайб и фирменную аутентику Пон Чжун Хо.
«Окча» тоже казалась милой, но слишком детской вегетарианской сказкой, где даже антагонисты были как будто невзаправдашними, а чересчур карикатурными. Вот эта дурашливость персонажей есть и здесь — она отвлекает, ведь у зрителя в такие моменты складывается впечатление, что они смотрят какой-то детский комикс, где все понарошку.

В целом, «Микки 17» — это достаточно типичное голливудское кино, но иногда там все же мелькают нотки того стиля Пон Чжун Хо, за который люди ценят его и корейское кино. Взять хотя бы черный азиатский юмор — отрубленную руку Микки, которая весело машет из космоса пролетающему мимо кораблю.
Чем еще интересно это кино
Наверное смешением жанров — иногда это чистый сай-фай, иногда черная комедия и социальная сатира в футуристических интерьерах, порой это мелодрама (за это отвечает линия с Наоми Аки), а в другие моменты — чистая история выживания. Местами ее можно рассматривать как экзистенциальную драму, где рассуждают каково это умирать десятки раз, а в одном эпизоде это чуть ли не хоррор. Но на самом деле весь этот жанровый микс держится на мысли об экологии и экологичности — нашего поведения и поступков.

Еще раз подчеркнем вклад в эту работу Роберта Паттинсона, для него это одна из самых ярких ролей в карьере, с большим перевесом в сторону комедии, нежели драмы. Актера стоит похвалить за выбор ролей, она у него складывается замечательная — у него есть все, от попсовых «Сумерек» до хорошего авторского кино: великолепного «Маяка» Эггерса и трогательной инди-драмы «Хорошее время» братьев Сэфди, от мрачного «Бэтмена» до почти комедийного «Микки 17».
Визуально картина великолепна — там превосходная работа художников и оператора — Дариуса Хонджи. Это французский оператор иранского происхождения, который давно работает в Голливуде и в Европе — он снимал «Семь» Дэвида Финчера, «Ускользающую красоту» Бернардо Бертолуччи, «Мои черничные ночи» Вонга Карвая, «Полночь в Париже» Вуди Аллена и потрясающую «Любовь» Михаэля Ханеке. С Пон Чжун Хо он тоже уже работал — они вместе снимали «Окчу». Благодаря его работе — мы видим в «Микки 17» потрясающие сцены на ледяной планете, что-то среднее между «Дюной» Дени Вильнева и его же «Прибытием».

«Микки 17», конечно, не произведет на зрителей невероятного и неизгладимого впечатления, как это было с теми же «Паразитами», но это достаточно хорошее кино, чтобы не пожалеть на него потратить два с половиной часа. Единственный настоящий минус этой картины — это как раз-таки его затянувшийся хронометраж.
Так или иначе, но посмотреть этот фильм стоит. Тем более, из иностранного кино сейчас смотреть особо нечего. Выбор небольшой: стартовавший на этой неделе «Особо опасный пассажир» Мэла Гибсона, «Обезьяна» Осгуда Перкинса и «Настоящая боль» Джесси Айзенберга.