
Недавно завершился показ нашумевшего российского шоу «Аутсорс», посвященного мрачной теме — смертной казни. По сюжету в одной из тюрем на Камчатке в 90-х якобы можно было купить право убить человека. «Курсив» расскажет чем хороша эта работа и почему она не такая простая как кажется, например, в ней оказалось довольно много отменного черного юмора.
Российская продюсерская компания «Среда», основателями которой являются небезызвестный Александр Цекало и Руслан Сорокин, а генеральным продюсером и собственно создателем громких кинопроектов Иван Самохвалов, давно известна своими качественными шоу. Они даже успели сотрудничать с нашим Адильханом Ержановым и вместе создать «Замерзших». Поскольку казахстанские сериалы в последнее время ничуть не уступают российским и давно могут им составить достойную конкуренцию, творчество соседей мы уже и забыли. Но «Аутсорс» можно назвать исключением, ведь это максимально темное, жестокое, суровое, но вместе с тем полное черного юмора кино. Что-то среднее между сериалом «Фарго», творчеством братьев Коэн и Алексея Балабанова и, как бы странно это ни казалось, но «Секса в большом городе».

В «Аутсорсе» великолепный каст, и хоть и неровный, но очень любопытный сценарий, который написала писательница Анна Козлова, известная своей работой над «Кратким курсом счастливой жизни» Валерии Гай-Германики. Режиссером здесь выступил Душан Глигоров — автор успешных сериалов «Трасса», «Хрустальный» и «Химера», которые по отзывам российских коллег были хороши.
О чем сериал «Аутсорс»
Действие разворачивается в 1996 году, когда у власти был Борис Ельцин, а в стране еще существовала смертная казнь. В одну из тюрем на Камчатке присылают работать нового работника — некого Константина Волкова из неизвестного большинству из нас города Кимры (звезда «Слова пацана», великолепный Иван Янковский). Он видит, что персонал (Эльдар Калимулин и Данил Стеклов) не очень-то обходителен с осужденными. С серийными убийцами, губителей детей, стариков и женщин у них разговор короткий — к ним ноль жалости и сочувствия, даже когда их ведут на казнь. Но Волков не такой — он требует и для этих злодеев справедливости. Правда, вскоре оказывается, что такое понятие как «справедливость» у него своеобразное. Он, например, считает справедливым отдать услуги по приведению приговора на аутсорс — пусть душегубов казнят те, кто от них пострадал. Тогда и руки чисты, и карманы полны денег от благодарных клиентов.
Но чтобы организовать подпольный бизнес Волкову придется перетащить на свою сторону не только двух вышеперечисленных надзирателей, но и прокурора (Дмитрий Сумин), тюремного врача (Леонид Тележинский) и само собой начальника этой тюрьмы (Виталий Коваленко).

Смотреть этот сериал — то еще удовольствие, это неприятное, жестокое кино и в нем почти нет ни одного положительного героя, все там преступники, мучители, абьюзеры или же их пособники и молчаливые свидетели. Однако наблюдать за всем этим мраком, тем не менее, интересно. Ведь это только по форме мрачная балабановщина и достоевщина (мы говорим об этом с большим почтением к обоим). По сути же это мелодрама с базовыми инстинктами, где главное в жизни — это секс и деньги, все остальное — это последствия этих двух желаний. Там используется хороший образ — окровавленная коробка Raffaello, лежащая в снегу. Такое у них и получилось кино как эта самая коробка — она могла бы стать символом любви и достатка, а стала отталкивающим и максимально безобразным атрибутом греха, совершенного якобы во имя «любви».
Как сделан «Аутсорс» и почему он захватывает
Говорят, что сценарий сериала написан по повести Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера». Но как рассказывает сценаристка и шоураннерша проекта Анна Козлова, она использовала только стартовый момент — продажа смертной казни за деньги. Все остальное она придумала сама и это заметно.
Женщины, созданные Козловой тут не просто жены и матери героев, а полноценные участницы проекта и двигательницы сюжета. Ведь если не считать героя Янковского, то все остальные мужчины здесь аморфны и как будто не имеют ни собственного мнения, ни своих целей. Один никак не может спастись от своей властной мамаши(Ольга Лапшина). Другой — идет на поводу у желаний своей жены — гедонистки, которая хочет красиво жить и дорого пить. Третий вообще инфантил и не знает чего хочет — нужны ли ему свадьба, ребенок и жизнь женатого мужчины. К своим 30-ти годам он кое-как понял одно — поросенка в качестве основного блюда на свадебный стол он точно не хочет. А четвертый мужчина вообще не принадлежит себе — вся его жизнь, это череда не затухающих сексуальных инстинктов.

Во время просмотра шоу можно поймать себя на мысли, что именно сценаристки способны делать своих героев максимально практичными, а ведь в создании достоверного персонажа — это 80% успеха. Действительно, женщины в отличие от мужчин существа очень реалистичные, они не думают целыми днями о Римской империи, как в известном меме, им нужно детей кормить. Поэтому если внимательно приглядеться к «Аутсорсу», то у Анны Козловой опять получился тот же «Краткий курс счастливой жизни». Только разворачивается он не в Москве 2000-х, а в 90-х в сером провинциальном городишке, спрятанном где-то на окраине мира. Поэтому проблематика поднимается здесь не барышень из московских офисов. Тут обсуждают изнасилования, виктимблейминг, ВИЧ, домашнее насилие, драки со свекровью, побеги из дома, пьяные разборки в кабаках и прочие ужасы бытия.
В «Аутсорсе» — настоящая галерея колоритных женских образов
Хотя сериал про работников тюрьмы и их незаконном бизнесе, все равно тут все выстроено как в «Сексе в большом городе». Ведь тут тоже больше всего цепляют даже не истории мужчин, а разных женщин. Одна — любительница шампанского и хороших авто, которой не повезло родиться в провинции (Карина Александрова), другая — тургеневская барышня, которую заперли в захолустье, где не с кем элементарно говорить о литературе (Дарья Котрелева). Третья — настоящая трудяжка, которая закрывает глаза на похождения своего неблагодарного муженька (Дарья Савельева). А четвертая — простая девчонка, ждущая свадьбы (Мила Ершова) и мечтающая об одном — чтобы все прошло не хуже, чем у всех.
Но только «тут вам не здесь» — любви, секса и красивых луков на фоне тюремных пейзажей в «Аутсорсе» не будет, тут только коррупция, трупы и шуба, которую даже нельзя надеть на улицу — начнут подозревать откуда у работника тюрьмы деньги на такие траты. У всех пар абьюзивные отношения.
Как и у Валерии Гай-Германики здесь интересны образы матерей, все три не самые приятные женщины, но у каждой своя правда — одна подавляет своего сына, ведь кроме него у этой несчастной женщины нет никого, другая ссорится с невесткой, потому что устала на нее работать, а третья не может оказать элементарную поддержку своей пострадавшей дочери, но это скорее всего не по тому, что она не любит дочь, а просто сама она, скорее всего, прошла через эту «мясорубку» и знает чем все обычно заканчивается.
Какие в «Аутсорсе» есть отсылки и почему Иван Янковский — главный русский артист
Сюжет «Аутсорса» порой отчаянно страдает, взять хотя бы совершенно неубедительного героя, который хочет отмстить за погибшего друга, но диалоги здесь самые занимательные, взять хотя бы монолог одной из героинь о значении фаллического символа в жизни уборщицы. К тому же пока смотришь сериал, то и дело вспоминаешь творчество самых одаренных кинематографистов в истории. И это не только один из лучших кинопоэтов и изобразителей русского мрака Алексей Балабанов, и также упомянутые нами братья Коэн, с их черным юмором, гротеском и историями о человеческой глупости, алчности и кровожадности. Нет-нет, а складывается ощущение, что промелькнуло что-то из фильмов и Ларса фон Триера тоже — от «Танцующей в темноте» и «Мандерлея» до «Антихриста». Все эти ассоциации может и чрезвычайно громкие, но при определенном взгляде на материал вполне себе уместные.

Из мужских образов интересен герой Ивана Янковского, который весь сериал решает кто имеет право быть исполнителем смертного приговора, а кто нет. По началу кажется, что он голос совести, но довольно быстро оказывается, что он — часть той силы, у которой и зло, и благо соседствуют так близко, что сразу и не разберешь что из них что. Совсем как у Булгакова. Он вроде и спаситель, но и дьявол во плоти тоже. Ведь его Костя — самый что ни на есть настоящий маньяк, эмоционально холодный и абсолютно лишенный чувств человек. Оцените сам юмор создателей — главным моральным ориентиром у них является зачинщик всех убийств. К слову юмора здесь не мало, начиная от основной темы и очень смешного финала, заканчивая ситуативным юмором, где человек, который мечтает избавиться от сексуальной зависимости ходит консультироваться к серийному убийце.

Что касается Янковского, то он сейчас, безусловно, самый главный русский актер, который легко обходит даже обаятельного и покорившего всю мировую общественность Юру Борисова. Просто потому что у Ивана роли намного более сложные и неоднозначные, от Раскольникова в недавнем «Преступлении и наказании» до Вовы Адидаса из «Слова пацана». Его игра в «Аутсорсе» тоже безупречна.
К тому же, создатели придумали его персонажу интересную черту — сам он вроде бы не диктует ничего, он лишь искушает, шепчет на ушко варианты событий, провоцирует, а затем предоставляет человеку свободу выбора, а тот уже поступает так, как велит ему его нутро. Он как бы отражает суть человека и как истинный искуситель проявляет все желания окружающих. И обвинить его во всем, что случилось не получится, ведь все участники сами этого хотели. А благодаря тому, что все человеческое в его Константине (не случайное имя, наверное) отключено, ему невозможно сделать больно и заставить его делать то, чего он не хочет. Он будто бы непобедим.

Отдельно стоит упомянуть мастерство Душана Глигорова и его постоянного оператора Батыра Моргачев в создании особой атмосферы захолустного российского городка из 90-х. С одной стороны, это мрачный городишка, в котором приводятся в исполнение смертные приговоры особо опасным преступникам, с другой — в нем фантастические виды на Камчатские горы и чуть ли не русская Фудзияма во всем ее великолепии. В этом контрасте уже сама жизнь. С одной стороны, дискотеки с пьяными братками, тоскливые тюремные периметры и чудовищные коридоры, горы трупов и кровь на снегу, с другой — белоснежные нетронутые вершины старых вулканов. Ну разве не поэзия?
«Аутсорс» — это жесткий, мрачный, но захватывающий сериал, который любопытно посмотреть, хотя бы для того, чтобы поразгонять мыслительный процесс. И подумать, например, о прямой взаимосвязи домашнего насилия с гражданской свободой, и почему в мире, где нет прав у обреченных на смертную казнь нет прав ни у кого. Судя по финалу, нас может ждать второй сезон. Почему бы и нет?