Новые тарифы Трампа усиливают позиции Китая — WSJ

Опубликовано
Торговая политика США может подтолкнуть страны к сближению с Пекином / Photo: Li Xueren/Zuma Press

Введение президентом США Дональдом Трампом «взаимных» таможенных пошлин на импорт изменит мировой порядок множеством способов, и, как пишет The Wall Street Journal, один из победителей уже очевиден: Си Цзиньпин.

Это лишь отчасти связано с мерами, которые Пекин объявил в пятницу, 4 апреля, в ответ на анонсирование новой тарифной политики Белого дома. Китай вводит 34-процентную пошлину на американский импорт, начиная со следующей недели, зеркально отражая последнее повышение пошлин со стороны администрации Трампа, который резко раскритиковал данный шаг Пекина.

Кроме того, Китай добавил несколько десятков американских компаний в различные черные списки, подлежащие торговым, инвестиционным или экспортным ограничениям. Си Цзиньпин также ввел экспортный контроль на ряд редкоземельных металлов, критически важных для высокотехнологичного производства. И это еще не все — начинаются расследования по антидемпингу и прочим мерам в отношении американских фирм.

При этом мировые рынки резко отреагировали на ответные шаги Китая. К примеру, президент Франции Эммануэль Макрон призвал европейские компании воздержаться от инвестиций в США.

Вместе с тем, издание отмечает, что экономика Си Цзиньпина остается в нестабильном положении — после многолетнего спада на рынке недвижимости и на фоне обострения политической напряженности с рядом торговых партнеров.

«Однако Си, по-видимому, уверен, что сможет найти альтернативные источники критически важного импорта, особенно учитывая, что США теперь наказывают своими пошлинами весь остальной мир», — пишет WSJ.

Между тем авторитарная система Китая позволяет Си не обращать внимания на возможные политические или социальные последствия, которые могут возникнуть в случае роста безработицы или замедления экономики в ходе торговой войны. В то же время республиканцам в Конгрессе США предстоит идти на выборы через 18 месяцев, столкнувшись с последствиями пошлин Трампа. А Си может использовать антиамериканские настроения, чтобы мобилизовать националистическую поддержку внутри страны.

«Трамп разрубил экономические узы, связывавшие остальной мир в единый стратегический и экономический блок, способный противостоять Пекину — и именно в тот момент, когда многие страны начали пересматривать свои отношения с Китаем», — добавляет издание.

В Азии такие страны, как Вьетнам, надеялись расширить торговлю с США, чтобы ослабить зависимость от Пекина. Но теперь, после введения Трампом 46-процентной пошлины на вьетнамский импорт, эти надежды рушатся. То же самое касается Таиланда (36%), Индонезии (32%) и Филиппин (17%), которые стремились к сближению с США в качестве противовеса влиянию Китая.

Япония и Южная Корея, ключевые партнеры США в Северо-Восточной Азии, получили пошлины в 24% и 25% соответственно. Антиамериканизм по-прежнему остается сильным политическим фактором в этих странах, и теперь он, вероятно, усилится. А Китай с его огромным внутренним рынком станет привлекательной альтернативой, пишет WSJ.

«Та же история и в Европе, где 27 стран ЕС столкнулись с 20-процентной пошлиной, и даже особые отношения с Великобританией не уберегли ее от базовой ставки в 10%. США долгие годы убеждали европейцев избегать чрезмерной зависимости от Китая — и эти усилия, казалось, начали давать плоды: в Европе рос скепсис по поводу тесных связей с Пекином. Теперь же остается только ждать, когда торговые делегации из Франции, Германии и других стран снова потянутся в Китай», — добавляет издание.

Премьер-министр Канады Марк Карни лаконично выразил общие настроения мира:

«Старая модель углубляющейся интеграции с США завершилась».

Он также отметил конец 80-летнего периода американского экономического лидерства, добавив:

«Это трагедия, но одновременно и новая реальность».

«Си и его товарищи по Компартии давно считали, что Запад слаб, раздроблен и отступает. На этой неделе он получил подтверждение своей теории — и ему не придется прилагать особых усилий, чтобы воспользоваться ситуацией», — резюмировали в WSJ.

Ранее «Курсив» рассказывал о том, как введенные Трампом «взаимные» таможенные пошлины могут сказаться на экономике Казахстана, в отношении которого тарифы стали самыми высокими в Центральной Азии (27%).

Читайте также