Первые в истории фото Тараза 19-го века

Город, возникший усилиями купцов на берегах реки Талас, в XIX веке оказался в центре исторического водоворота – и именно в этот период попал в фотообъектив. Тараз брали штурмом, через него тянулись торговые караваны, в нем спорили за землю, строили базары, разбивали сады. Для наблюдательного человека это был живой, противоречивый, пыльный, но завораживающий театр перемен.
В XIX веке Тараз носил имя Аулие-Ата. И именно под этим названием его запечатлели в путевых очерках офицеры, дипломаты и исследователи XIX века. Их наблюдения — это способ придать краски и звуки этим черно-белым, но выразительным снимкам.

Что видели на подъезде к городу
Топограф, полковник Павел Шрейдер прибыл в Аулие-Ата в 1866 году и писал:
«Темная, густая зелень покрыла город Аулие-Ата. Кроме разросшихся деревьев, преимущественно тала и тополя, ничего нельзя видеть…
Только въехав в первую улицу, которая также выражается широкой аллеей, начинают изредка попадаться все из той же глины домики, прячущиеся за ветвями… разбросаны сакли сартов с неизбежными навесами из камышевых плетенок, изображающими лавки с кишмишем, фисташками, кусками баранины, ножами в кожаных чахлах, кусками бязи (бумажная материя), дешевого ситца, мешками с ячменем, рисом, просом, кошельками сартовского изделия и др. галантерейными вещами в азиатском вкусе. Тут же к одному боку приткнулась печь, где готовятся лепешки, пельмени и греются кунганы (медные чайники)…»

Шрейдер удивился, что в этой степной местности можно создать хорошую аграрную зону:
«мне говорили с большою завистью, что места даром пропадают, зарастают только пыреем, а «коли пахать, то хлеба не оберешься, а вода всегда есть»…

Центральная площадь и базар
Нельзя сказать, что базар был центром Аулие-Аты – Аулие-Ата и была базаром. Примерно так писал этнограф и военный Александр Гейнс в своих мемуарах 1866 года:
«Весь Аулие-Ата застроен лавками, так что, строго говоря, базар, крытый только кое-где, тянется по всему городу, заключенному в ограде (т. е. в пределах городской стены). Наружный вид базара не совершенно схож с базаром Чимкента. Там вся деятельность сосредоточена в лавках, продающих всякую всячину. Здесь в лавках небольшое движение, зато все улицы между лавками запружены верховыми киргизами и пригнанными ими баранами. Иногда их бывает так много, что нет никакой возможности пройти или проехать…

По своему положению на скотопрогонных путях из Сибирской степи в Среднюю Азию, Аулие-Ата должен был получить большое торговое значение… Торговля этого города растет ежемесячно и, вероятно, получит весьма большое развитие. Торговля скотом, покупаемым и на деньги, и на товары, составляет характеристическую черту Аулие-Ата. Пригоняя в город несколько баранов, кочевник покупает материи на платье и все, что ему нужно».

Торговля
В своих заметках и Шрейдер, и Гейнс подробно описывают, как тщательно организована торговля на улицах, какими налогами облагались торговцы и как умело делали свое дело, переходя с одного языка на другой. При этом все были недовольны необходимостью платить налог в пользу Кокандского ханства за торговлю на улицах города. Между тем торговля скотом велась по своим правилам – кочевники брали деньги за скот вперед, но если вдруг обнаруживалась нехватка голов, то всегда возмещали недостаток в следующем году, не отрицали его и не пытались скрыться.

Повседневная жизнь и архитектура
Путешественники отметили, что дома в городе в основном одноэтажные, с плоскими крышами и внутренними дворами. Дома внешне скромны, внутренний двор служит центром жизни — тут и готовят, и принимают гостей, и отдыхают в жаркие часы.

Все авторы отмечали водную систему города. Арыки, подающие воду из реки Талас, не только орошали поля, но и охлаждали воздух в жилых кварталах, их обустраивали, поддерживали в хорошем состоянии и даже передавали по наследству. Интересно, что вокруг арыков выстроилась особая система землепользования:
«Земля, прилегающая к арыкам, ежегодно распределяется между землевладельцами; остающаяся же затем свободною делится по жребию».
Сегодня эти путевые заметки вместе с фото позволяют воссоздать живую картину Тараза 19-го века, города с древней историей и своим характером.

