
Суд обязал психиатрическую клинику выплатить 2 млн тенге жительнице Алматинской области, которую в 2023 году насильно госпитализировали и поставили на учет как психически больную без законных оснований.
Женщина провела в палате 34 дня, а ее 9-летний сын почти 10 месяцев находился в приюте, лишившись общения с матерью.
Как сообщила специалист по связям с общественностью в ОФ «Қорғау HR» Гульмира Сембиева, все началось в январе 2023 года. Женщина, страдающая диабетом, поссорилась с главным врачом больницы из-за инсулина. Вскоре после конфликта без участия врача-психиатра, без заседания врачебной комиссии, без уведомлений и без судебного решения женщину поставили на психиатрический учет.
Через несколько дней к ней домой приехали бригада скорой помощи и полицейские. Произошло насильственное задержание.
«Приехало несколько машин, перелезли через забор, ломали дверь. Меня скрутили, пинали по почке — а у меня одна почка, били по лицу. Все это видел мой сын. Его тоже толкнули. Потом меня силой запихали в машину. Сын бежал за ней. А потом его увезли педагоги в приют», – рассказала потерпевшая.
Ребенка поместили в специализированное учреждение – приют для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, где и продержали с февраля по ноябрь 2023 года, отказываясь выдавать его матери. Там заявляли, что мать лишают дееспособности. Это было отчасти правдой: против матери подали заявление о лишении ее дееспособности из-за постановки на психиатрический учет.
«Это, правда, никак не должно влиять на родительские права. Но повлияло, еще как», – уточняет Сембиева.
Между тем в жизни женщины после отправки на принудительное лечение начался ад. По ее словам, ей вводили препараты без согласия, которые дали побочный эффект: ухудшилось зрение, начались сильные головные боли, бессонница, «скакал» уровень сахара в крови, появилось головокружение и слабость. Ее несколько раз вывозили в реанимацию.
«Мне говорили: «Если не будешь слушаться — останешься здесь навсегда». Я говорила, что у меня диабет, у меня проблемы с сахаром, но никто не слушал. Я не могла связаться с родственниками. Никто не знал, где я», – рассказала она.
После 34 дней, проведенных в психбольнице, пострадавшая женщина начала бороться за восстановление своих прав при поддержке ОФ «Қорғау HR» и РОО «Казахстанский союз родителей».
Суд первой инстанции сначала присудил компенсацию в 200 тысяч тенге, но апелляция отменила это решение. Алматинский областной суд признал действия больницы незаконными и обязал выплатить полную сумму морального ущерба — 2 млн тенге.