Lifestyle

Инди-боевик «Под огнем»: рецензия на самый реалистичный фильм о войне 

Под огнем
кадр из фильма, бильд-редактор: Артур Алескеров

Драма Алекса Гарленда и Рэйя Мендоса «Под огнем» (Warefare в оригинале), посвященная одной операции американской армии в Ираке — по-настоящему уникальное кино, которое отличается от тысяч военных картин. А вот чем именно кинокритик Kursiv LifeStyle расскажет ниже. 

Известный британский режиссер Алекс Гарленд, автора недавнего хита «Падение империи», ставшего самым дорогим и, к счастью, окупившимся блокбастером А24, познакомился на своих съемках с бывшим морским пехотинцем Рэйем Мендоса. Тот консультировал команду по военным вопросам. Они так сдружились, что решили вместе сделать фильм о событиях 2006 года, когда в Ираке чуть не погиб целый отряд американской армии, состоящий из «морских котиков». Мендоса был непосредственным участником этих событий. Ему захотелось показать войну так, как это видят и помнят ее те, кто на ней побывал. Действительно, показанное на экране так реалистично и страшно, что большую часть зритель сидит, глубоко вжавшись в кресло и задержав дыхание. От одного просмотра уже можно получить легкую степень ПТСР. 

Warfare | Official Trailer HD | A24

О чем картина «Под огнем»

Лента открывается бодрой сценой: на всю громкость орет хит 2004 года — Call on Me от Эрика Придза, а сексапильные женщины занимаются под нее аэробикой. Правда, ощущение, что на самом деле они не просто двигаются, а хотят составить конкуренцию недавней триумфаторше «Оскара» — Аноре. Своим эротизмом эта сцена напоминает танцевальные классы в фильме 1985 года Perfect, где фитнес-инструкторша в лице молодой Джейми Ли Кертис демонстрирует всю пластику своего тела перед журналистом, которого сыграл прекрасно танцующий и тоже очень пластичный Джон Траволта.

Здесь же музыка гремит, камера отъезжает и оказывается, что это экран телевизора, а смотрят на этих знойных девушек отряд американских солдат. Для мужчин, который давно находятся вдали от женщин и своего дома — это хоть какое-то развлечение. Они подбадривают танцующих криками, а уже через секунду на экране возникает абсолютно оглушительная и давящая тишина. 

кадр из фильма, бильд-редактор: Артур Алескеров

Оказывается, что это Ирак почти 20 лет назад —  2006 год. Отряд американских «морских котиков» находится на суше — в центральной части оккупированной страны, в городе Эр-Рамади. Он долгое время находился под контролем террористов. После того как США вторглись на территорию Ирака он являлся самым крупным центром сопротивления.

Ночью бойцы американской армии вламываются в двухэтажное жилище какой-то рандомной иракской семьи. Заперев хозяев в одной комнате, они устраивают в самом большом помещении дома свою точку наблюдения за одним зданием, куда то и дело стекаются подозрительные персонажи. Сначала почти минут 20, а то и 30 ничего не происходит: один солдат — держит на мушке здание и через прицел наблюдает за происходящим, другой — связывается с остальными боевыми частями, чтобы узнать общую обстановку, третий просто пьет воду — на улице жара, четвертый — чешет голову и отгоняет мух, пятый — пошел отлить, но недалеко. Но боевики, оказывается, раскрыли их и вскоре, крича о джихаде, они начинают чудовищный обстрел. «Котики» под градом пуль, помощь спешит, но не успевает. 

кадр из фильма, бильд-редактор: Артур Алескеров

А дальше война во всем своем безобразии — бесконечные взрывы, пули, которые решетят здание, на улице оторванные конечности, вываленные внутренности, один впал в ступор, другой орет так, что даже заглушает звуки выстрелов. Боль, страх, непонимание, растерянность, крики помощи, стоны и все это на протяжении битого часа. 

Как сделан «Под огнем» и почему он производит глубочайшее впечатление 

Алекс Гарленд — очень интересный режиссер, отличающийся особенным видением и своим почерком, непохожим на других. Все его картины любопытны, как режиссерские работы: «Из машины», «Аннигиляция»,«Род мужской», «Падение империи», так и сценарные: «Пляж» с ДиКаприо и «28 дней спустя», снятые Дэнни Бойлом. «Под огнем» — это уже его пятая полнометражная лента, которая по интонации больше всего похожа на его прошлогоднюю драму «Падение империи». Там он наблюдал за военными репортерами, которые пытаются запечатлеть агонию сверхдержавы, здесь в фокусе его внимания непосредственно военные. Он следит с ними с документальной тщательностью и беспристрастностью.

кадр из ленты, бильд-редактор: Артур Алескеров

Гарленд говорил, что для него каноном фильмов, где рассказывается о войне, является «Иди и смотри» Элема Климова. И увлечение этим шедевром чувствуется, и в «Падении империи», и в «Под огнем» тоже. В «Падении империи» хоть и нет как таковой политики, но отвращение к военным действиям и хаосу после насильственных операций все равно ощущается, здесь же у зрителей возникает какое-то двоякое ощущение. 

Напомним, в своих промо-интервью Алекс Гарленд не раз подчеркивал, что в новом фильме он не хочет придерживаться какой-то позиции — делать военный манифест или антивоенное кино, он хочет остаться немым свидетелем одной боевой операции. Но на деле у него это не до конца получилось это сделать. Когда полтора часа сидишь и дивишься американскому военному оснащению — то какие у них танки, какая поддержка с воздуха и какая демонстрация силы для устрашения боевиков, волей-не волей попадаешь под влияние их военного превосходства и милитаристской риторики. Впечатление тем сильнее, когда видишь как они относятся к раненым и как готовы спасать своих, рискуя не одним десятком человек. 

кадр из фильма, бильд-редактор: Артур Алескеров

С другой стороны, там нет никаких пропагандистких лозунгов, патриотического пафоса, неоправданной героики или чего-то в этом роде, напротив война там такая какая она, наверное, есть — молодые парни получают тяжелейшие ранения, кричат, стонут как раненные звери, снаряды им отрывают части тела, кровь льется рекой. Ничего привлекательного в этом нет, даже для любителей острых ощущений. Нет здесь и гуманистических призывов, призывающих остановить любые кровопролитные войн, никаких посланий человечеству и какой бы то ни было рефлексии. Поэтому фильм в каком-то смысле больше похож на симуляцию настоящих военных действий, нежели на художественное кино о войне, которое мы привыкли видеть. И этим оно и интересно.

После «Падения империи» Гарленд заявлял, что бросает режиссуру. Но когда Мендоса поделился с ним задумкой снять кино про собственный травматичный опыт, он не удержался и они буквально сразу же взялись за съемки. Мендоса практически поминутно реконструировал произошедшие события и выстроил все внутренне движение в кадре и всю хореографию действа. Непосредственные участники событий подтвердили — все именно так и было. То как поработали саунд-дизайнеры проекта выше всяких похвал, здесь звук выступает еще одним героем —  будь то мертвая тишина, вата в ушах после звукового удара и бомб сверху, или же дикие стоны раненых. 

кадр из фильма, бильд-редактор: Артур Алескеров

Каст в картине превосходный, здесь собраны чуть ли не все молодые таланты: Д’Фарао Ун-А-Тай (сериал «Псы резервации»), Уилл Поултер («Выживший», «Солнцестояние», «Стражи галактики 3»,  сериалы «Медведь» и «Черное зеркало»), Джозеф Куинн («Очень странные дела», «Гладиатор 2»), Космо Джарвис («Сегун»), Тейлор Джон Смит («Острые предметы»), Чарльз Мелтон («Май, декабрь», сериал «Ривердейл») и другие. Хотя героев очень много, почти у каждого есть свой незабываемый эпизод. Удивительно, но когда идут титры и показаны те самые «морские котики», выясняется, что почти все актеры портретно похожи на своих прототипов.

Несмотря на то, то большую часть картины, зритель оказывается под воздействием сильных впечатлений, катарсиса у него все равно не случается. После сеанса остается только чувство недоумения — зачем его погрузили в эти события? Почему? Неужели лишь для того, чтобы понять, что война — это в общем-то самая жестокая, но абсолютно бессмысленная вещь на свете? В конце фильма показывают одну иракскую женщину, которая кричит в исступлении «За что? За что?». И никто не может ей дать ответа…

«Под огнем» — это впечатляющее, сильное кино, которое хочется посмотреть, но тут же забыть. Уж слишком сильны полученные ощущения. Война — это отвратительно.