Новости

Вашингтон рассматривает экономическое сотрудничество с Россией

США рассчитывают на послевоенное экономическое сотрудничество с Россией в сфере энергетики и металлов / Studiocasper / Getty Images

Администрация Дональда Трампа рассматривает возможность сотрудничества с Россией в энергетическом секторе как один из ключевых элементов экономических стимулов, чтобы склонить Кремль к заключению соглашения о прекращении войны в Украине. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с планами.

Среди рассматриваемых вариантов — совместные проекты в Арктике, а также в сферах нефти, газа и редкоземельных металлов, рассказали источники, пожелавшие сохранить анонимность в связи с тем, что обсуждение носит закрытый характер.

Россия, воодушевленная заявлениями президента Трампа о перспективах экономических сделок после мирного соглашения, составляет список проектов и активов, которые, как надеются российские чиновники, могут заинтересовать США, сообщили источники в Москве. Идеи собирает Кирилл Дмитриев, спецпредставитель президента Владимира Путина по экономическим вопросам, который стал важным посредником между Кремлем и Белым домом.

На данный момент, по словам источников, стороны напрямую эти планы не обсуждают. Любые попытки восстановить экономические связи столкнутся с серьезными препятствиями — от тысяч санкций США и стран «Большой семерки» до давнего нежелания Кремля предоставлять иностранным инвесторам контроль в стратегических отраслях, таких как энергетика.

Фокус на потенциальных бизнес-сделках, особенно в энергетике, подчеркивает транзакционный подход администрации Трампа к внешней политике. Если соглашения будут реализованы, американские компании смогут занять важную роль в потоках газа, нефти и электроэнергии из России и Украины, в том числе в Европу.

Эти усилия идут вслед за инициативой Трампа по заключению инвестиционного соглашения с Украиной, которое обеспечит США значительную роль в разработке минеральных ресурсов страны и восстановлении инфраструктуры.

США стремятся как можно быстрее заключить мирное соглашение и угрожают выйти из переговоров, если стороны не согласятся прекратить боевые действия. Посланник США Стив Уиткофф встретился с Путиным в Москве в пятницу, 25 апреля, и Кремль охарактеризовал переговоры как конструктивные. По данным государственных СМИ, Дмитриев также принимал участие во встрече.

«Трамп предпочитает рассматривать политику через понятные ему ориентиры, такие как бизнес, и пока россияне охотно идут ему навстречу», — заявила Эмили Феррис, старший научный сотрудник департамента исследований международной безопасности в Королевском объединенном институте оборонных исследований в Лондоне.

По словам источников Bloomberg, США предложили частичное снятие санкций с Москвы в рамках мирного соглашения, однако для этого потребуется согласие Европейского союза, так как именно ЕС ввел самые жесткие ограничения.

Источники подчеркивают: США рассматривают экономические стимулы как ключевой элемент в попытках убедить Путина пойти на мир.

В ответ на запрос Bloomberg о комментарии пресс-секретарь Белого дома Джеймс Хьюитт заявил:

«Мы не подтверждаем и не опровергаем детали текущих переговоров. Когда президент будет готов сделать заявление, мы его сделаем».

В свою очередь, в среду, 23 апреля, госсекретарь Марко Рубио опроверг сообщения о том, что он и Уиткофф обсуждали снятие энергетических санкций.

20 апреля Трамп написал в соцсетях:

«Если Россия и Украина достигнут соглашения, они обе начнут вести крупный бизнес с Соединенными Штатами Америки».

По словам одного из источников Bloomberg, близких к Кремлю, некоторые российские чиновники надеются наладить экономическое партнерство с США даже в случае срыва переговоров о завершении войны.

«Сейчас торговля России с Китаем примерно в 70 раз превышает торговлю с США, что естественно ограничивает доступные возможности», — заявила Мария Снеговая, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Тем не менее, по ее словам, Белый дом может занять более гибкую позицию в отношении применения санкций, что потенциально позволит американским энергетическим компаниям получить долю в российских проектах, в том числе в Арктике.

Одно из предложений США предусматривает установление американского контроля над Запорожской АЭС, которая в настоящее время оккупирована Россией, с тем чтобы электроэнергия поставлялась обеим странам, сообщили источники. Однако Украина указала, что такой вариант связан с многочисленными сложностями.

«Если США вступят в формат управления этой станцией, они смогут делать это только при поддержке наших технических специалистов. Немедленно возникнут вопросы о доступе к воде, инфраструктуре и безопасности», — заявил президент Украины Владимир Зеленский ранее на этой неделе.

Он добавил, что более приемлемым вариантом было бы совместное управление станцией Украиной и США, однако такой вариант сейчас не рассматривается.

США также обсуждают способы участия американских инвесторов в проектах по добыче или транспортировке ресурсов, чтобы помочь восстановить часть энергетических поставок России в Европу.

По данным Bloomberg, США проявляют интерес к совместным проектам с Россией в Арктике и неофициально обсуждают сотрудничество с «Газпромом», хотя официальных контактов не было. Также неофициально рассматривалась возможность возобновления поставок российского газа в Европу, которые были остановлены Украиной в этом году.

Эта идея осложняется тем, что после вторжения в Украину в феврале 2022 года многие страны диверсифицировали источники поставок, а ЕС работает над планом полного отказа от российских ископаемых ресурсов.

По словам одного из топ-менеджеров госкомпании, сотрудничающей с «Газпромом» и «Роснефтью», идея предоставить американским компаниям доступ к российским энергетическим или транспортным активам обсуждается и в Москве. Он отметил, что продажа долей в энергетических проектах американцам, особенно близким к Трампу, может быть стратегически выгодной, поскольку упростит процесс сделок и трансграничных платежей. Он уточнил, что выражает личное мнение.

Какие именно американские компании могли бы участвовать в таких инвестициях, пока неясно. Прошлый опыт отношений США и России в энергетике был неоднозначным. США сами конкурируют с Россией на рынке сжиженного природного газа в Европе.

До войны в Украине США не входили в десятку крупнейших иностранных инвесторов в России. Основу американского бизнеса составляли бренды вроде McDonald’s, PepsiCo и Ford, тогда как в энергетическом и сырьевом секторах США были представлены значительно слабее.

После начала войны многие компании понесли крупные убытки. Так, Exxon Mobil потеряла проект «Сахалин-1», когда Путин подписал указ о передаче операций российской компании.

Путин также предложил сотрудничество по разработке российских месторождений редкоземельных металлов после того, как Трамп неоднократно публично высказывал интерес к этим ресурсам.

Одним из кандидатов на сотрудничество может стать месторождение Томтор в Якутии на Дальнем Востоке России, сообщил источник Bloomberg, близкий к российским властям. Это одно из крупнейших в мире месторождений, особенно богатое ниобием. Оно принадлежит бывшим менеджерам группы ИСТ и с момента начала войны не разрабатывается из-за санкций, которые лишили проект доступа к необходимым технологиям. По словам источника, участие американских компаний могло бы способствовать снятию некоторых санкций.

В ноябре 2024 года Путин распорядился обеспечить разработку месторождения Томтор силами его владельцев либо с привлечением других инвесторов или государства.

Тем не менее, даже если будет заключено мирное соглашение, политическая и экономическая неопределенность в отношении долгосрочных инвестиций в Россию сохранится, отмечает Bloomberg.

«Многие американские компании потеряли немало в России с 2014 года», — отметил Александр Габуев, директор Центра Карнеги Россия-Евразия. «Любой значимый приток американских инвестиций в Россию — это утопия».

Накануне «Курсив» сообщал о том, что спецпосланник США Стив Уиткофф и президент России Владимир Путин провели в Москве трехчасовые переговоры, в рамках которых обсуждали позиции России и США по Украине, а также по ряду других международных вопросов.