Военные ловили призывников на выходе из баров Алматы

Опубликовано
корреспондент отдела текстов
Рейды по поиску призывников провели на алее баров в Алматы / shutterstock, бильд-редактор: Милош Муратовский

В Алматы 25 и 26 апреля прошли рейды с участием сотрудников военкоматов ― на них задерживали молодых людей призывного возраста. В этот раз одним из таких мест стала аллея баров на улице Назарбаева. Один из задержанных рассказал «Курсиву» о том, как провел более 12 часов в пункте сбора призывников и оказался негоден к службе. В свою очередь в пресс-службе Алматинского гарнизона рассказали свою версию событий той ночи.

Житель Алматы по имени Ахмет (имя изменено – прим.ред.) в возрасте 25 лет проводил время на аллее баров в ночь с пятницы на субботу. Около часу ночи к нему подошли двое людей в гражданской одежде и спросили ИИН. Мужчины не представились и не назвали, кто они. Алматинец предположил, что это проверка, совершеннолетний ли он. После того, как Ахмет назвал свой ИИН, его взяли под руки и отвели к проезжей части, где стоял микроавтобус и еще одна гражданская машина. Рядом с ней были сотрудники военкомата в военной форме.

«Ситуация там была как на автовокзале ― пока машина не заполнится, сидишь, ждешь и никуда не едешь. Суммарно нас набрали около 15-20 человек. Сначала нас повезли в какой-то военкомат на улице Райымбека, а уже потом довезли до общего пункта сбора по адресу Розыбакиева 105А ― это здание Военно-технической школы при Минобороны. Мы приехали туда ближе к пяти утра, и там было таких как я больше 100 человек», ― говорит Ахмет.

По его словам, все находящиеся там люди были задержаны в разных местах: кого-то схватили днем на улице, кого-то около баров или в компьютерных клубах. У всех по прибытии без объяснения причин забрали телефоны. До 7 утра в учреждении объявили «отбой».

«Нас привезли последними, все было переполнено. Двухъярусные кровати были заняты. Поэтому часть людей, в том числе и я, легли на полу, там были корпешки», ― объяснил Ахмет.

На утро всех накормили в столовой, после чего началось долгое выяснение, кто к какому военкомату приписан ― всех вновь начали «пробивать» по ИИН. Все это время с задержанными достаточно грубо разговаривали.

«Они постоянно запугивают. Постоянно готовят к тому, что тебя точно заберут. В целом они общаются очень грубо. Но это было не то, что лично к тебе такое отношение, у них видимо всегда такое отношение ко всем», ― рассуждает Ахмет.

Затем всем выдавали обходные листы и направляли на медосмотр. Часть страниц этого листа заполняли заранее ― изначально у Ахмета было написано, что он имеет 100% зрение. Однако после прохождения окулиста эту запись исправили ― он носит очки из-за плохого зрения.

В совокупности с другим заболеванием медики решили, что Ахмет негоден для воинской службы, однако сразу об этом не сообщили. Алматинец провел еще несколько часов в неведении о том, что происходит. Но и после объявления результатов медосмотра сразу его не отпустили ― попросили подождать до вечера. На тот момент с задержания на барной улице прошло более 12 часов.

По словам задержанного, вместе с ним в казарме также были и студенты, у которых есть отсрочка от воинской службы. Но несмотря на это, они также провели ночь и большую часть дня в пункте сбора призывников.

Еще один очевидец подтвердил «Курсиву», что люди в военной форме и полицейские присутствовали на аллее баров и 26 апреля. 

Что говорят в Минобороны

«Курсив» обратился с запросом к пресс-секретарю Минобороны Руслану Жангулину для того, чтобы разобраться в ситуации.

«Это обычная практика, поисковые работы проводятся ежегодно», ― ответил пресс-секретарь на вопрос о проведении рейдов.

Он объяснил, что военкоматы собирают списки призывников и направляют им повестки. Если люди не приходят по ним без уважительных причин, то их списки передают в правоохранительные органы, и уже они занимаются поисковыми работами. В результате таких поисковых работ потенциальных призывников доставляют в пункты сбора. Годность или негодность к службе определяют после прохождения медосмотра.

Руслан Жангулин не смог прокомментировать ситуацию с тем, что доставленным в пункт сбора пришлось спать на полу, и порекомендовал корреспонденту «Курсива» обратиться в пресс-службу Алматинского регионального гарнизона.

«Курсив» направил запрос в пресс-службу с вопросами о том, как давно рейды проводятся на барной улице, могут ли нетрезвые люди проходить медосмотр, из-за чего пункт сбора был переполнен, и почему эти процедуры могут занять около 12 часов для студентов или негодных к службе.

По словам руководителя пресс-службы Алматинского гарнизона Кристины Новиковой, 25 и 26 апреля на территории улицы Назарбаева действительно проводились «мероприятия по проверке военно-учетных документов граждан призывного возраста». По ее словам, мероприятия осуществлялись представителями органов внутренних дел и местных органов военного управления (МОВУ) в рамках законодательства Республики Казахстан.

Новикова отметила, что МОВУ осуществляли только отбор людей, признанных годными по состоянию здоровья и не имеющих законных оснований для отсрочки или освобождения.

«Все доставленные лица после проверки условий их учета и состояния здоровья размещались в специально оборудованных казармах с необходимыми условиями для отдыха», — уверяет пресс-секретарь.

По ее словам, сотрудники МОВУ не имеют отношения к рейдам, связанным с нетрезвыми людьми или нарушением общественного порядка.

«Что касается студентов и лиц, имеющих отсрочку, то, ввиду невозможности моментальной проверки соответствующих документов на месте, такие граждане временно размещаются до выяснения обстоятельств. После подтверждения их статуса они незамедлительно отпускаются», — заявила она.

При этом Новикова подтвердила, что у призывников изымаются мобильные телефоны, но это происходит только после того, как они сообщат своим родственникам о месте нахождения. Эти меры в пресс-службе объяснили необходимостью обеспечивать порядок и безопасность, а также предотвращать «несанкционированную передачу информации». Пресс-секретарь заверила, что меры временные и применяются в соответствии с установленными правилами.

Новикова отметила, что во всех пунктах размещения созданы условия для обеспечения временного пребывания, и представители местных органов военного управления «делают все возможное для оперативного и корректного проведения всех процедур».

Мнение эксперта

В свою очередь подполковник запаса Даулет Жумабеков рассказал «Курсиву» о том, как подобные мероприятия военкоматов соотносятся с законными нормами. По его словам, в соответствии с Конституцией РК, никто не может быть лишен свободы иначе как на основании закона и только по решению суда.

«Задерживать граждан имеют право только сотрудники правоохранительных органов (полиции, органов национальной безопасности) и лишь в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Работники военкоматов такими полномочиями не наделены — они могут лишь обращаться в уполномоченные органы для принятия необходимых мер, но самостоятельно задерживать граждан не имеют права», ― объясняет Жумабеков.

Эксперт рассказал, что в случае необходимости принудительного привода человека, например, за неявку по повестке без уважительных причин, военкомат обязан обратиться в суд, который выдаст постановление о принудительном приводе, а исполнять его должна полиция.

«Удержание в казарме возможно только после официального призыва на военную службу (после подписания приказа о призыве), прохождения всех процедур и начала службы в воинской части, а не в военкомате», ― говорит Жумабеков.

Подполковник запаса напомнил, что порядок вызова людей на мероприятия, связанные с воинским учетом и призывом, четко урегулирован законом Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV ЗРК «О воинской службе и статусе военнослужащих». В частности статьей 30:

«Граждане, подлежащие призыву на воинскую службу, обязаны явиться по повестке местного органа военного управления в призывную комиссию. Повестка вручается гражданину лично должностными лицами местных органов военного управления или по месту работы (учебы) руководителем организации под роспись.

В случае невозможности вручить повестку гражданину лично, обеспечение его прибытия возлагается на соответствующий орган внутренних дел», ― говорится в статье 30 этого закона.

Поэтому Жумабеков считает, что самовольное задержание людей без предварительного вручения повестки, без постановления суда и без участия полиции является нарушением закона.

Читайте также