Озеро Карасу в Алматы очистили год назад, но в нем вместо рыб все еще плавают бутылки

Почти 10 лет озеро Карасу является объектом внимания СМИ и экологических активистов, но его состояние до сих пор оставляет желать лучшего. «Курсив» узнал, что происходит с озером на данный момент.
Озеро Карасу в Алатауском районе Алматы ― некогда чистый водоем с естественными родниками и рыбой. С 1990-х озеро начало зарастать тиной, а на его берегах появились горы мусора. Возрождение Карасу началось после того, как фотография озера и стоящего возле него храма стала иллюстрацией в New York Times. В 2017 году группа активистов во главе с энтузиастом Сергеем Васильевым вдохновились этой публикацией и решили заняться спасением водоема.
Благодаря активистам у озера стали проводиться субботники, появился чат с неравнодушными местными жителями. Также участие в конкурсе от Urban Forum Almaty помогло разработать проект парковой зоны. Его поддержали городские власти, и в 2020 году на одном из берегов водоема появилась брусчатка и освещение.
В ноябре 2024 года акимат завершил полную очистку озера ― она проводилась механическим путем. Тогда со дна озера убрали 53 тонны мусора и 10 тысяч кубометров иловых отложений.
Мусор, бродячие собаки и мутная вода
К концу апреля 2025 года озеро Карасу встречает гостей голыми безжизненными берегами, мутной водой и мусором, плавающим в водоеме. Если вы не знаете, что в прошлом году на озере проводилась очистка, то сейчас вряд ли можно об этом догадаться.
Больше всего мусора на противоположном от храма берегу.

Но живность в озере все еще сохранилась ― есть несколько уток. Одна из них одиноко плавает в центре водоема.

Есть и лягушки, чье громкое кваканье можно услышать из любой прибрежной точки. За ними охотятся бродячие собаки, которые пытаются вылавливать их из тины и мусора.

Местами брусчатка, выложенная на берегу возле храма, поросла сорняками. Здесь нет скамеек и мусорных баков, только фонарные столбы.

Прогуливаться по аллее у озера приятно за счет тени от деревьев с обеих сторон.

Спуск к берегу есть только около храма ― это бетонная лестница, которая местами уже разрушилась. Рядом есть один переполненный контейнер для мусора.

Местная жительница по имени Надежда гуляет рядом с озером с маленьким внуком. По ее словам, она живет здесь всю жизнь, и раньше озеро Карасу было намного чище.
«Вот мы детьми были, зайдешь по пояс и видно дно, видно, как роднички бьют. Вот эти вот дома сейчас построили вдоль озера, от них, конечно, загрязнение сильное. Канализации у них нет. Сейчас вроде как комиссия была здесь, прошлись, вроде все закрыли, почистили все», ― рассказывает алматинка.
По ее словам, после очистки в 2024 году озеро стало намного чище, чем было. Но оно еще не восстановилось после экскаваторной техники, поэтому по берегам нет камыша.
«Вообще, здесь и рыба водится, и ондатры, чайки, утки. Сейчас вот по новой начнет все прилетать. После очистки пока еще нет зелени, но камыш уже начинает распускаться понемногу», ― говорит Надежда.
Через дорогу от озера проводится реконструкция общественного пространства с детской площадкой ― рабочие перекладывают брусчатку.

Что сейчас происходит с озером
Директор ОФ «Экологический Фонд Развития Алматы» Сергей Васильев, который стал инициатором возрождения озера Карасу, рассказал «Курсиву», что «скорее всего» мы видели озеро в самом чистом его состоянии, так как 12 апреля на нем проводился субботник. При этом существует дискоммуникация с акиматом, так как местным жителям о проведении субботника сообщили только 11 апреля.
По словам Васильева, сейчас озеро действительно находится на этапе длительного восстановления. Его организация предлагала очищать озеро не механическим путем, а естественным ― зарыблять, высаживать водоросли, проводить аэрацию. Однако чиновники выбрали другой способ.
В январе фонд сделал пробы после очистки озера, и они показали, что качество воды ухудшилось. Васильев объясняет это тем, что биосфера озера была загублена после очистки. Погибли рыба, водоросли, микробактерии, из-за чего озеро не может самоочищаться естественным путем.

Озеро лишилось и растений. Этой весной активисты высадили на берегах семена трех разных видов клевера, однако они еще не взошли.
Есть планы по запуску в водоем рыбы, но это будут делать после того, как проведут пробы воды летом и осенью. Сейчас рыба не приживается из-за качества воды.
Летом Васильев планирует создать при озере молодежную волонтерскую организацию, в которую войдут дети 14-16 лет. По его словам, это может помочь озеру, а также будет развивать в молодых людях экологическое воспитание.
Основные проблемы озера Карасу
Васильев выделил три основные проблемы, существующие на данный момент:
«Первая проблема ― отсутствие дополнительных источников воды для озера. Потому что в 90-е засыпали два арыка, две речки, которые питали озеро, и сейчас озеро только на родниках. Соответственно, во время весны родники очень активно бьют, воды по весне хватает. Но когда начнутся жаркие месяцы: июнь, июль, август, сентябрь ― будет большое испарение, и уровень воды упадет. Когда уровень воды падает, озеро начинает «цвести» ― тина начинает расти, проточность уменьшается, вода прогревается, рыба некоторая начинает погибать. Озеро превращается в болото постепенно. Поэтому основной проблемой мы считаем вопрос водоснабжения озера», ― объясняет Васильев.
По словам директора общественного фонда, его организация сейчас ищет решения этой проблемы. В том числе рассматривается сбор дождевой воды. У фонда есть понимание, где можно сделать специальные отстойники для очистки воды перед отправкой в озеро.
«Вторая проблема ― это постройки, дома, которые появились рядом с озером. Активные местные жители думают, что там есть септики, которые загрязняют озеро. Когда мы начинаем разговаривать с самими жителями, они говорят, что они мусор не кидают, как раз-таки наоборот, течением этот мусор к ним приносит туда, они сами якобы страдают. Показывают подключение к канализации, якобы септиков у них там нет и скрытых водосбросов, канализационных сбросов в озеро тоже они не ведут», ― говорит Сергей Васильев.

Он, в свою очередь, предлагает акимату придерживаться международной практики, по которой владельцы домов, находящихся в водоохранной полосе, должны сами «вести соответствующую деятельность по очистке этих вод». По его мнению, акимат совместно с жителями домов у озера, должны разработать четкий ежегодный план мероприятий по очищению берегов и воды.
«Третья проблема ― это отсутствие понимания у акимата и у жителей микрорайона Карасу, что озеро — это живой организм, и необходима организация, которая занималась бы озером на постоянной основе. Причем это должна быть не частная компания, а именно общественная структура, например, комитет спасения озера», ― рассуждает Васильев.
По его словам, в комитет могли бы войти представители акимата, бизнеса, местных жителей, общественные организации, заинтересованные общественники. И эта организация могла бы взять патронаж над озером. Васильев объясняет это тем, что озеру, как живому организму постоянно нужны «положительные вмешательства», например, зарыбление, аэрация зимой, уборка тины, камыша, проведение субботников. Он считает, что такие обязанности нельзя делегировать акимату, так как подрядчики не смогут контактировать с населением.
Ранее «Курсив» писал о том, как благоустраивается территория озера Сайран. Это будет первое преображение локации с 1971 года. Подробнее тут.