
Заместитель председателя правления «КазМунайГаза» Асет Магауов не видит рисков для нацкомпании от снижения цен на нефть. По его словам, КМГ поставляет около 70% добываемой нефти на казахстанский рынок.
«Аналитики говорят, что в этом году цена сохранится в пределах $65 за баррель. Но никто не может точно предсказать эти значения. В целом мы не видим рисков для компании. Подготовлены альтернативные сценарии на случай резкого падения цен, определены меры по возможной оптимизации. В принципе, мы готовы к любым колебаниям цен на нефть», – сказал он журналистам.
Магауов напомнил, что цены на нефть на внутреннем рынке всегда ниже стоимости, по которой казахстанское сырье идет на экспорт. Бензин, дизтопливо и другие нефтепродукты, которые производятся на трех нефтеперерабатывающих заводах, принадлежащих КМГ, продаются по свободным ценам – государство отказалось от их регулирования в начале текущего года. Вместе с тем, по его словам, нацкомпания готова оптимизировать часть расходов в случае резкого падения цен на нефть.
Замглавы КМГ отметил, что компания рассматривает возможность сотрудничества по развитию Атырауского НПЗ с российской «Татнефтью». По его словам, с компанией «Татнефть» у «КазМунайГаза» «очень плотные отношения» по разным проектам в Казахстане.
«Касательно АНПЗ. Они нам тоже техническую консультацию оказывали по вопросам замены некоторых установок. Что касательно дальнейших отношений, то в целом в рамках дальнейшего развития «КазМунайГаза» рассматриваем возможность сотрудничества со всеми компаниями, в том числе потенциально не исключается и «Татнефть», – сказал он.
Предложение продать долю КМГ в НПЗ изначально исходило от агентства по защите и развитию конкуренции, отметил Магауов. Предполагается, что допуск иностранной компании в совладельцы завода по примеру Шымкентского НПЗ улучшит управление и развитие предприятия.
Замглавы КМГ сообщил, что ранее изучением Атырауского НПЗ занимались и представители китайской Sinopec.
«Я про АНПЗ и говорю. Делегация Sinopec посещала (в 2024 году. – «Курсив»), изучала технологию. Они дали определенные рекомендации тоже и наше взаимодействие с этой компанией также продолжается», – сказал он.
Британский финансовый холдинг Barclays несколько дней назад понизил прогноз по нефти марки Brent на 2025 год на $4, до $70, за баррель и установил оценку на 2026 год на уровне $62 за баррель, сославшись на «непростой фундаментальный путь» на фоне эскалации торговой напряженности между странами и изменения производственной стратегии ОПЕК+.
Согласно февральскому консенсус-прогнозу Bloomberg, средняя стоимость нефти марки Brent в 2025 году будет около $73 за баррель. Это обуславливалось замедлением роста спроса на нефть в Китае вместе с переходом на альтернативные источники энергии, а также ожидаемым ростом добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК+. Политика президента США Дональда Трампа может привести к увеличению добычи сланцевой нефти в этой стране, что также окажет дополнительное давление на мировые цены.
Вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин сообщил 9 апреля в мажилисе парламента, что правительство Казахстана готовит сценарии оптимизации бюджета при снижении цен на нефть до $55 и $50 за баррель. В одобренном правительством проекте социально-экономического развития на 2025-2027 годы в базовом сценарии цена на нефть планировалась в $75 за баррель. При этом при формировании бюджета на 2024–2026 годы правительство исходило из $80 за баррель.