Казахстан привлечет майнеров для развития энергосистемы

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Казахстан привлечет майнеров для развития энергосистемы
Казахстан привлечет майнеров для развития энергосистемы / сгенерировано нейросетью, бильд-редактор: Дастан Шанай

Майнинговые фермы могут помочь в развитии электростанций в Казахстане, считает первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Каныш Тулеушин. По его мнению, попутный нефтяной газ можно сжигать для выработки электроэнергии, которую будут использовать майнеры.

«Майнеры могут помочь модернизировать энергосистему. В США они участвуют в балансировке энергосетей, потребляя излишки энергии, когда спрос низкий. В Казахстане уже есть проект «70⁄30»: иностранные инвесторы вносят свои средства в модернизацию ТЭЦ, направляя 70% новых мощностей в общую сеть и 30% – на нужды майнеров. Еще один пример – использование попутного нефтяного газа (ПНГ) за счет размещения ЦОДов­ на месторождениях», – написал вице-министр в своей колонке в «Казахстанской правде».

По его словам, вместо того, чтобы просто сжигать попутный газ, его можно превращать в дополнительную электроэнергию для майнинга. Это снизит выбросы углерода и принесет нефтяникам дополнительный доход, считает Тулеушин.

«Майнинг в Казахстане тоже развивается. За три года он принес в бюджет 17,7 млрд тенге налогов. С июля 2023-го в реестр внесли 415 тыс. единиц оборудования для майнинга, выдали 84 лицензии (64 действующие, 13 приостановлены, семь компаний прекратили работу), а также аккредитовали пять майнинговых пулов (три действующих)», – сообщил вице-министр.

В результате объем торгов на биржах Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) вырос с $324,2 млн в 2023 году до $1,4 млрд в 2024 году. При этом с 1 января 2025 года майнеры обязаны продавать 75% добытых активов через биржи МФЦА.

Вице-министр считает, что Казахстан в развитии крипторынков пока идет осторожным путем. Цифровые активы делятся в стране на два типа: обеспеченные (например, привязанные к недвижимости или патентам) и необеспеченные (биткоин, эфириум и другие). Торговать цифровыми активами можно только на территории МФЦА. По оценкам отраслевых экспертов, в 2023 году общий оборот операций с цифровыми активами в Казахстане составил $4,1 млрд, но 91,5% из них прошли в «серой зоне», то есть вне контроля государства.

Тулеушин также напомнил, что в 2024 году агентство по финансовому мониторингу ликвидировало 36 нелегальных криптообменников с оборотом 60 млрд тенге, заморозив активы на $4,8 млн (около 2,5 млрд тенге), заблокировало более 3,5 тыс. нелегальных онлайн-криптообменников и разоблачило две финансовые пирамиды, использовавшие криптовалюту для привлечения инвестиций.

«Однако, если снять ограничения и разрешить оборот цифровых активов по всему Казахстану, эффект будет впечатляющим. Гибкие правила привлекут крупных игроков, как это произошло в ОАЭ. Казахстан может стать криптохабом Центральной Азии, конкурируя с Узбекистаном и Кыргызстаном, где тоже начинают развивать этот рынок. Легализация «серой зоны» принесет миллиарды тенге в бюджет. Если ввести налог 10%, это даст более 190 млрд тенге в год – достаточно, чтобы построить десятки школ и больниц», – считает вице-министр.

В связи с этим Тулеушин предложил ввести гибкие правила по криптовалютам и распространить их на весь Казахстан, а не только на МФЦА. Также необходимо разрешить деятельность криптообменников и криптоматов с прозрачной деятельностью – над этим Минцифры, по его словам, уже работает. Однако создать сбалансированные правила рынка можно с помощью Национального банка и агентства по регулированию и развитию  финансового рынка.

В Казахстане майнеры закупали электроэнергию у независимых поставщиков в обход единого закупщика в лице ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии», сообщил ранее глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов по итогам проведенного госаудита рынка электроэнергии. По его словам, за 2024 год казахстанские майнеры потребили 901 млн кВтч на 13 млрд тенге, несмотря на нехватку электроэнергии в стране. Майнеры приобретают электроэнергию на торгах «Казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности» (КОРЭМ) в рамках ежедневных торгов и квот, в том числе электроэнергию из России.

Читайте также