Британия не отрицает расследование против Айгуль Нуриевой, связанной с Масимовым

Опубликовано
корреспондент отдела текстов
В Великобритании бизнесвумен Айгуль Нуриеву называют доверенным лицом Карима Масимова / shutterstock, бильд-редактор: Дастан Шанай

Британская служба по борьбе с серьезным мошенничеством (Serious Fraud Office ― SFO) не подтвердила и не опровергла проведение расследования против казахстанской бизнесвумен Айгуль Нуриевой, которую связывают с осужденным главой КНБ Каримом Масимовым. Такой ответ на запрос «Курсива» пришел из британского ведомства.

В начале 2025 года несколько англоязычных СМИ и телеграм-канал «Выход к морю» написали о том, что активы «личного финансиста Карима Масимова» Айгуль Нуриевой в Великобритании могут попасть под проверку правоохранительных органов. Также эта тема обсуждалась и на YouTube-канале «ГИПЕРБОРЕЙ».

Чтобы проверить эту информацию «Курсив» направил запросы в Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA), Службу по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO), МИД Великобритании, а также уполномоченной по вопросам незаконных финансов и клептократии от Лейбористской партии Маргарет Ходж.

Что говорят в SFO

«Служба по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO) ни подтверждает, ни отрицает, что располагает информацией, подпадающей под описание, указанное в вашем запросе. Ничто в этом ответе не должно рассматриваться как указание на то, содержится ли запрашиваемая информация в распоряжении SFO или нет», ― говорится в ответе на запрос «Курсива».

Британская служба сослалась на Закон о свободе информации, а именно на статьи 30(1), 30(3), 31(3).

«Пункт 30(1) защищает любую информацию, которая в какой-либо момент хранилась государственным органом в рамках расследования, которое может привести к возбуждению уголовного дела. Пункт 30(3) предоставляет право «ни подтверждать, ни опровергать», содержится ли такая информация в распоряжении органа», ― говорится в ответе SFO.

Также в службе дополнили, что пункт 31 Закона позволяет не раскрывать информацию, если ее раскрытие может навредить исполнению обязанностей в сфере правоохранительной деятельности. В данном случае это исключение применяется ввиду потенциального вреда, который может быть нанесен накопительным эффектом от аналогичных запросов (так называемый «эффект прецедента»).

Ранее «Курсив» писал о том, кто такая Айгуль Нуриева, которую связывают с осужденным на 18 лет по обвинению в попытке госпереворота Каримом Масимовым. В 2022 году уполномоченная по вопросам незаконных финансов и клептократии от Лейбористской партии Великобритании Маргарет Ходж называла Нуриеву соратницей бывшего главы КНБ Масимова.

«Нуриева — казахстанский банкир и предполагаемое доверенное лицо Масимова, который, в свою очередь, замешан в крупных коррупционных схемах с участием шведской телекоммуникационной компании Telia на общую сумму 64 миллиона долларов», ― говорила в 2022 году Маргарет Ходж в парламенте Великобритании.

Тогда Ходж составила список из 30 представителей казахстанской элиты, вовлеченных в коррупцию и вывод средств в Великобританию.

На вопрос «Курсива» о том, отправляла ли Ходж свой список, в котором была упомянута Айгуль Нуриева, в NCA и SFO, депутат ответила утвердительно. Однако на последующие вопросы о том, был ли этот список принят во внимание, депутату Ходж уже не ответили. Подробнее здесь.

Читайте также