
Цены на нефть из Казахстана, поставляемую во все больших объемах на мировой рынок, могут снизиться, считает директор по формированию стратегии (контрольные индикаторы или бенчмарки) S&P Global Commodity Insights Дэкс Вонг.
«Больше CPC Blend (поставляемая через Каспийский трубопроводный консорциум нефть – Курсив) будет на рынке и это, я думаю, будет хорошо для покупателей легких сортов, но этот тренд ставит Казахстан в более тяжелую позицию. Соответственно, в июне это может быть до 1,7 млн баррелей в день – это большое количество сырой нефти и, соответственно, мы знаем, что Саудовская Аравия очень серьезно нацелена на то, чтобы наказать тех, кто не подчиняется требованиям ОПЕК и ОПЕК+», — сказал он, отвечая на вопросы в ходе маркет-брифинга S&P Global Commodity Insights в Астане.
По мнению эксперта, рост объемов экспорта казахстанской нефти поставит республику в более сложную ситуацию, прежде всего, с точки зрения возможного изменения цен на сырье, которые, скорее всего, будут снижаться на этом фоне.
Другим риском для нефти из Казахстана эксперты S&P видят возвращение на основной для нее европейский рынок нефти сорта Urals из России. Исторически нефть под брендом Urals экспортировалась в Европу как из России, так и из Казахстана, но после полномасштабного вторжения РФ в Украину в феврале 2022 года республика пошла в июне 2022 года на создание бренда казахстанской нефти KEBCO, чтобы дистанцироваться от Urals российского происхождения, на которую странами Запада, в том числе Евросоюзом, был установлен ценовой потолок в $60 за баррель и другие ограничения. Предполагалось, что ценовой потолок позволит ограничить доходы РФ от продажи нефти, которые могут направляться на финансирование войны с Украиной.
По мнению экспертов, в случае прекращения российско-украинской войны, Urals вернется на европейский рынок и будет конкурировать с KEBCO и CPC Blend. Одновременно с этим разница в цене между тремя брендами нефти сократится до минимума.
По прогнозам экспертов S&P Global Commodity Insights, цены на нефть могут снизиться до конца текущего года до $40 за баррель на фоне роста предложения, а также слабого спроса со стороны основных потребителей. При этом значимой будет роль Саудовской Аравии, России и США, на которые приходится около 40% мирового предложения. В отличие от предыдущей практики ОПЕК и ОПЕК+, ранее принимавшие решение о сокращении объемов добычи даже в условиях роста цен на нефть, теперь наращивают добычу даже несмотря на происходящее или ожидаемое снижение стоимости топлива.
Казахстан увеличил суточную добычу нефти 1-19 мая на 2% к среднесуточному показателю в апреле, сообщило Reuters со ссылкой на отраслевой источник, знакомый с оперативной статистикой. В частности, добыча нефти в мае составляла 1,86 млн баррелей в сутки, в том числе на крупнейшем месторождении Тенгиз – 932 тыс. баррелей в сутки. В апреле среднесуточная добыча в Казахстане составила 1,82 млн баррелей нефти, на Тенгизе – 885 тыс. баррелей. Квота Казахстана в ОПЕК+ в мае составляет 1,486 млн баррелей, то есть республика вновь значительно превышает свои обязательства.
В Минэнерго агентству сообщили, что добыча на Тенгизе вышла на плановую мощность и ее дальнейший рост в этом году не прогнозируется. «Тенгизшевройл» увеличил добычу в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на 25% — до 9,37 млн тонн (74,5 млн баррелей). До июня 2026 года Казахстан должен компенсировать перепроизводство нефти в 1,3 млн баррелей в сутки. Июльские фьючерсы на поставки нефти марки Brent растут на торгах ICE на 1,055% до $66,07 за баррель.