S&P: газопровод в обход Казахстана выгоднее Китаю, чем через него

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
«Силу Сибири-2» назвали лучшим проектом, чем газопровод через Казахстан
«Силу Сибири-2» назвали лучшим проектом, чем газопровод через Казахстан, Жанболат Мамышев

Магистральный газопровод «Сила Сибири-2» из России в Китай является экономически более привлекательным для строительства, чем проект прокладки российского газопровода через северо-восток Казахстана в КНР, считает директор (Энергетика России и стран Каспийского региона) S&P Global Commodity Insights Полина Миренкова.

«По нашим прогнозам, для удовлетворения будущего спроса, который идет до середины 2030-х годов, Китаю понадобится только одна крупная труба. У Китая есть время выбрать, еще несколько лет, какая из них. Есть три больших претендента», – сказала она в ходе маркет-брифинга S&P Global Commodity Insights в Астане.

Первым проектом Миренкова считает линию D из Туркменистана через Кыргызстан и Таджикистан в КНР. Вторым вариантом является продолжение проекта «Сила Сибири» – «Сила Сибири-2». Есть несколько вариантов этого российского газопровода, в том числе через Монголию и не через Монголию в КНР. Третьим вариантом газификации Китая является российский газопровод через северо-восток Казахстана в КНР.

Эксперт также считает, что страны Центральной Азии могут пойти на расширение центральноазиатского газопровода в Китай, через который в КНР газ уже идет. В качестве сложностей Миренкова называет необходимость построить более 40 туннелей при прокладке линии D даже с учетом того, что она короче существующих ниток центральноазиатского газопровода. Кроме того, газ нужен Китаю не на западе страны, поэтому ему придется строить дополнительный газопровод для доставки этого топлива на восток, в частности, в Шанхай.

«И это достаточно длинная труба, около 4000 км. Ресурсная база для этого газопровода, это будущая, вторая стадия развития (туркменского. – «Курсив») месторождения Галкыныш. Эта фаза задерживается в своем развитии – по одной из причин из-за несогласия по цене между Китаем и Туркменистаном. В то же время, если мы посмотрим на «Силу Сибири-2», ресурсная база уже развита. Это будут месторождения Западной Сибири, которые ранее поставляли газ в Европу», – сказала она.

По ее словам, если газ по «Силе Сибири-2» будет поставляться в Китай через Монголию или по другому маршруту, то это потребует вчетверо более коротких газопроводов для последующей доставки топлива до конечных потребителей в КНР.

«Сила Сибири-2» считается самым конкурентоспособным газопроводом. В нашем базовом прогнозе соглашение по этой трубе должно быть подписано в течение следующих двух лет для того, чтобы успеть построить и доставлять газ как раз к пику спроса», – сказала она.

Миренкова отметила, что Россия также поддерживает проект строительства своего газопровода в Китай через Казахстан, поскольку республика будет импортировать 10 млрд кубометров российского газа в год, а в Китай пойдет 35 млрд кубометров газа. Казахстану это также выгодно, поскольку позволяет газифицировать северо-восток страны.

«Одна проблема, это очень-очень длинная труба, потому что нужно строить новый газопровод из Западной Сибири к Казахстану, через Казахстан, потом с запада Китая», – сказала эксперт.

Она напомнила, что до 2021 года газу из стран Центральной Азии сложно было конкурировать за потребителя на китайском рынке. В КНР потребители могли покупать сжиженный природный газ (СПГ) на спотовом рынке, а также по долгосрочным контрактам, трубопроводный газ – из Центральной Азии, а также из российского газопровода «Сила Сибири». До 2021 года спотовые цены на СПГ были примерно равны трубопроводному газу из Центральной Азии, а иногда последний обходился Китаю даже дороже первого. В то же время газ из «Силы Сибири» являлся самым дешевым по стоимости импортным газом для Китая.

«И для «Силы Сибири-2» «Газпром» готов предложить цену, которая будет не выше «Силы Сибири-1». Одна из причин этого – это то, что для «Силы Сибири-1» ресурсная база была в Восточной Сибири и ее нужно было развивать. А для «Силы Сибири-2» – это Западная Сибирь, и там уже есть много месторождений, которые готовы высылать газ», – сказала эксперт.

По ее мнению, меняется ситуация и в самих республиках Центральной Азии. В частности, Узбекистан из экспортера постепенно превращается в импортера газа, который он получает из Туркменистана и России.

«4 из 5 стран этого региона теперь нуждаются в газе. Особенно это важно для Узбекистана. Видите, добыча (газа в Узбекистане. – «Курсив») уже вошла в долгосрочную стадию спада, и очень маловероятно, что эта тенденция может измениться», – сказала Миренкова.

Узбекистан достаточно быстро сориентировался в этой ситуации, заключив краткосрочные и долгосрочные контракты на поставки газа из России. При этом Туркменистан реагирует на рост спроса в Узбекистане медленнее.

«Туркменистан поставляет газ в Узбекистан с 2020 года, но объемы достаточно небольшие, и они все время идут на краткосрочных договорах. Узбекистан периодически говорит, да, мы продолжаем заключать долгосрочный контракт, но этого еще не было объявлено. Но в долгосрочной перспективе мы все равно думаем, что и Туркменистан, у которого есть преимущество поставлять газ в Узбекистан и на юг Казахстана, и они, конечно, должны развернуться и все-таки этим заниматься», – считает она.

В апреле посол КНР в РФ Чжан Ханьхуй заявил, что транзитный газопровод из РФ в Китай через Казахстан будет очень дорогим проектом по сравнению с аналогичным газопроводом через Монголию. В связи с этим представитель Китая назвал более предпочтительным проектом для Китая строительство российского газопровода через Монголию.

Вместе с тем министр энергетики Ерлан Аккенженов заявил позднее, что все равно считает строительство российского экспортного магистрального газопровода через казахстанскую территорию в Китай наиболее выгодным вариантом для РФ, поскольку позволит России получить сбыт дополнительно 10 млрд кубометров газа в РК.

Вице-премьер РФ Александр Новак заявил в конце декабря 2024 года, что процесс реализации проекта строительства магистрального газопровода из России через Казахстан в Китай уже запущен. Мощность газопровода составит 45 млрд кубометров газа в год, из которых 35 млрд кубометров будут направляться ежегодно на экспорт в Китай, а 10 млрд кубометров — потребителям в Казахстане.

Читайте также