S&P считает, что в ближайшие 15 лет Казахстан станет нетто-импортером газа

Казахстан из нетто-экспортера газа может превратиться к 2040 году в нетто-импортера топлива, заявила региональный директор (Энергетика России и стран Каспийского региона) S&P Global Commodity Insights Полина Миренкова. Это может произойти даже раньше — все будет зависеть от роста объемов потребления и предложения.
«Казахстан вы, конечно, хорошо знаете. Национальный оператор и правительство приняли решение для того, чтобы с нехваткой газа в стране стало проще. Очень важный момент – это экспорт газа в Китай. Это (экспорт газа — Курсив) все-таки, по нашим прогнозам, будет продолжаться. Это важно как для рынка, так и для финансового баланса QazaqGaz. Но все-таки страна, скорее всего, станет нетто-импортером газа к 2040-м годам, а может быть даже раньше», — сказала она в ходе маркет-брифинга S&P Global Commodity Insights в Астане.
По ее словам, прежде всего, это будет зависеть от планов по росту потребления газа внутри Казахстана. Внутренние тарифы являются убыточными для QazaqGaz. Пока компания субсидирует их за счет более высоких цен при экспорте газа в Китай, однако с сокращением объемов последнего такой возможности не будет. Ранее в правительстве заявили о планах поднять внутренние тарифы на газ примерно вдвое за три ближайших года – на треть ежегодно. Это должно помочь сделать QazaqGaz привлекательной в рамках планов по выходу на IPO.
В 2015-2024 годы предложение газа в Казахстане увеличивалось на 3,3% в год. В аналогичный период потребление газа росло на 6,5%. Из-за этого республика не поставляла все возможные объемы газа на экспорт, чтобы покрыть внутренний спрос. Внутренний спрос на газ покрывается за счет добычи попутного газа. Поскольку последний является продуктом нефтедобычи, то корректировка добычи газа при росте спроса на него осложнена. По данным S&P, в 2024 году Казахстан остался нетто-экспортером — объем чистого экспорта составил 1,5 млрд кубометров газа.
Миренкова полагает, что темпы роста внутреннего потребления являются ключевым фактором. Кроме того, ситуация будет зависеть от роста предложения газа: поиска новых месторождений и строительства газоперерабатывающих заводов. Также важным будет импорт газа. Эксперт считает, что недостающие объемы газа Казахстану будут поставлять Туркменистан и Россия.
Спрос на газ в Казахстане и Узбекистане выглядят хорошей возможностью для Туркменистана, который находится рядом с густонаселенным югом РК, где будет расти потребление газа. Это не потребует больших вложений в строительство газопроводов в отличие от обсуждаемых проектов по экспорту газа из Туркменистана в Индию и Пакистан.
В частности, Узбекистан уже стал в 2023 году нетто-импортером газа в то время как добыча сырья в самой республике стагнирует. Добыча газа в Узбекистане с 2010 по 2024 год снижалась ежегодно на 2,8%. При этом в 2024 году добыча газа упала сразу на 4,5% — до 44,6 млрд кубометров.