
Фото: kgf.aero, бильд-редактор: Милош Муратовский
Вопрос освобождения импортного авиатоплива от налога на добавленную стоимость (НДС) рассматривается в ходе обсуждения новой редакции Налогового кодекса в сенате парламента, сообщил «Курсиву» председатель правления «Аэропорт Караганда» Руслан Габбасов. Глава регионального аэропорта считает, что освобождение импортного авиатоплива от НДС, а также от таможенных пошлин при его ввозе из стран, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), поможет улучшить ситуацию с обеспечением авиатопливом в Казахстане. Как известно, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не закрывают полностью потребности внутреннего рынка в авиатопливе.
«Освободить от НДС импортное авиатопливо, а также отменить таможенные пошлины на топливо, завозимое из стран, не входящих в ЕАЭС. Этот вопрос уже обсуждается в сенате в рамках подготовки новой редакции Налогового кодекса. Второе — обязать реализовывать весь местный ресурс авиатоплива через товарные биржи. Если продажа осуществляется на бирже — она должна быть также освобождена от НДС. Это обеспечит прозрачность и повысит доступность топлива для авиарынка», — сообщил Габбасов «Курсиву».
Кроме того, он предложил упростить и автоматизировать процедуру возврата НДС при покупке у ресурсодержателей.
“Мы предлагаем установить проверку и возврат в течение 15 дней. Это позволит аэропортам и топливным операторам не замораживать оборотные средства, увеличить объемы оборота керосина и повысить транзитный потенциал страны», — отметил глава аэропорта.
По его мнению, решение этих вопросов даст отрасли возможность работать более эффективно, привлечет дополнительные объемы грузов и создаст стимулы для увеличения международных рейсов через Казахстан.
Габбасов считает, что почти у всех аэропортов страны, за исключением крупнейших (Алматы и Астана) имеются сложности с возвратом НДС. Дело в том, что два крупнейших аэропорта входят в перечень 300 крупнейших налогоплательщиков и пользуются упрощенным порядком возврата — до 75% суммы НДС возвращается в ускоренном режиме. Для всех остальных аэропортов применяется общий порядок, который включает обязательную камеральную проверку сроком не менее 55 дней.
«Особую проблему создает принцип «налоговой пирамиды», применяемый при проверках: органы государственных доходов проверяют цепочку контрагентов поставщика вплоть до пятого–седьмого звена, и если на каком-то из этих уровней выявляется недобросовестный контрагент (к примеру, не уплативший НДС), то возврат НДС не осуществляется. Это может происходить даже при закупке топлива у таких поставщиков, как КМГ («КазМунайГаз» — Курсив) или KC Energy (KC Energy Group, где CNPC принадлежит 51%-ная доля, а КМГ — 49%-ная, — Курсив). Фактически аэропортам вменяются камеральные функции по контролю всей цепочки контрагентов, что, на наш взгляд, является избыточным и неэффективным», — отметил глава аэропорта.
В АО «Международный аэропорт Шымкент» «Курсиву» также сообщили, что сталкиваются с рядом сложностей в процессе возврата НДС, применяемого по нулевой ставке при заправке воздушных судов. В воздушной гавани перечислили их: необходимость документального подтверждения высокой доли экспортных (нулевых) оборотов (не менее 70%) в общем объеме; длительные сроки возврата — в ряде случаев они превышают 75 рабочих дней; регулярные назначения тематических проверок, даже при корректной подаче налоговой отчетности; чувствительность системы к техническим ошибкам в электронных счетах-фактурах (ЭСФ) и сопроводительных накладных на товар (СНТ), что может блокировать возврат.
В аэропорту отмечают, что, несмотря на соблюдение всех нормативных процедур, возврат НДС объективно усложнен и требует значительных ресурсов со стороны оператора.
«Международный аэропорт Шымкент» предлагает рассмотреть ряд законодательных и административных инициатив, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки и возвратных процедур: предоставление приоритетного режима возврата НДС для объектов авиационной инфраструктуры, включенных в программы развития и СЭЗ (специальная экономическая зона – Курсив); снижение порога экспортных оборотов с 70% до 50% для упрощенного возврата; признание аэропортов с подтвержденной налоговой историей «надёжными плательщиками» с правом возврата без проверок; автоматизация сопоставления ЭСФ и СНТ по операциям с авиакеросином в рамках цифровизации КГД (комитет государственных доходов – Курсив)», — перечислили в компании свои предложения по улучшению ситуации с возвратом НДС.
По информации аэропорта, данные предложения находятся в стадии проработки совместно с отраслевыми ассоциациями и государственными органами.
При этом в «Международном аэропорту Атырау имени Хиуаз Доспановой» сообщили, что не применяют возврат НДС и не имеют каких-либо предложений по изменению существующей ситуации. В авиакомпании Air Astana «Курсиву» также сообщили, что авиакомпания не импортирует авиатопливо, поэтому «не имеет оснований для ответа на запрос». Ранее в Air Astana сообщали о возможности импорта авиатоплива из Китая. В авиакомпании SCAT на запрос «Курсива» на момент публикации статьи не ответили, однако авиаперевозчик управляет аэропортом Шымкента, который является базовым для него, поэтому его мнение можно считать озвученным. Получить ответы от некоторых других участников рынка, в том числе аэропортов и других компаний, не удалось.