Минтранс обвинили в лоббировании интересов иностранных грузоперевозчиков  

Опубликовано
корреспондент отдела Business News
Жалобы грузоперевозчиков/shutterstock, бильд-редактор: Милош Муратовский

На правительственном часе в сенате представитель Национальной ассоциации перевозчиков Казахстана Павел Телицын обвинил Минтранс в лоббировании интересов иностранных транспортных компаний за счет ограничительных мер. В министерстве ответили, что эти меры помогают бороться с монополией и теневым рынком транспортных разрешений.

Выступая в сенате, президент ассоциации перевозчиков заявил, что в феврале около 550 перевозчиков обратились к депутатам по поводу последних приказов министерства транспорта об изменении порядка выдачи «дозволов». Так называют разрешения на проезд по территории иностранного государства. Транспортные ведомства разных стран договариваются и обмениваются между собой определенным количеством разрешений, а затем распределяют их между своими перевозчиками. По словам главы ассоциации, приказы Минтранса лоббируют интересы иностранных компаний в Казахстане и перепродавцов «дозволов».

«Только бланков иностранных разрешений, выданных китайской стороной для казахстанских перевозчиков в 2024 году, составило 250 тыс. «дозволов». Это 250 тыс. перевозок. Средняя цена, которую мы высчитали между дальним зарубежьем и Россией, составила примерно $16 тыс. на один кругорейс. Что это значит? Если мы 250 тыс. перевозок умножим на эту сумму, получим $4 млрд. Большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в республику, делая транзитные перевозки и выводя деньги за рубеж», — сказал Павел Телицын.

Глава ассоциации добавил, что среди компаний-перевозчиков первые 21 место в стране занимают релоцировавшиеся в Казахстан компании. На эти фирмы приходится 50% оборота, и при этом они платят минимальные налоги – менее 2% от прибыли. При этом иностранные компании заняли все дефицитные направления, на которые отечественным перевозчикам не хватает разрешений.

На доводы главы ассоциации ответил министр транспорта Марат Карабаев. По его словам, иностранные бланки разрешений просто оцифровали. Это вызвало протест у двух категорий перевозчиков.

«Первая – те, кто ранее имели монопольное положение. В наших приказах было написано, что иностранный бланк разрешений выдается по исторической памяти, то есть одни и те же компании, которые получали, они же получали определенное количество – до 70% разрешений, только потом остаток в 30% выдавали другим компаниям. Вторая – те, кто занимались перепродажей бланков, получали и перепродавали. Мы установили два требования. Чтобы получить иностранный бланк разрешения, нужно показать за последние шесть месяцев две товарные номенклатуры – за каждый квартал по одной. Из 90 тыс. транспортных средств только 33 тыс. смогли это сделать», – заявил министр.

По словам Карабаева, до изменения в правилах большинство фиктивных перевозчиков получали разрешения только для того, чтобы продать их на теневом рынке, когда спрос на них возрастает. Ранее в бланке не были указаны названия компаний и номера машин, а теперь эта информация имеется, что исключает возможность их перепродажи. В результате цена перевозок в Европу снизилась с $12–14 тыс. до $7–9 тыс. Кроме того, количество иностранных компаний на рынке с 2023 года не увеличилось, а сократилось с 63 до 57. При этом они нанимали в основном казахстанских водителей.

Напомним, что в июле 2024 года Минтранспорта Казахстана разработало новый порядок выдачи иностранных бланков разрешений (ИБР) для перевозчиков. По ним запрос на получение разрешений нужно подавать отдельно на каждый автомобиль. Фиксировать факты въезда и выезда автомобиля будет информационная система «Беркут». Это, по мнению министерства, должно было снизить количество случаев перепродажи разрешений на теневом рынке. В декабре эти правила были приняты. Был добавлен пункт о том, что в бланках должны указываться марка и номер автомобиля, а сами они выдаются электронно, через запрос на платформе E-license.

Читайте также