
Премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что развитие инфраструктуры в Кок-Жайлау все же состоится. Однако далеко не все поддержали столь активное расширение алматинского горного кластера. Kursiv LifeStyle рассказывает, почему алматинцам не нравится идея нового курорта в горах.
На пресс-конференции премьер Бектенов сказал, что, несмотря на запрет президента Касым-Жомарта Токаева, Кок-Жайлау будут развивать. По его мнению, не использовать потенциал алматинских гор — это «непозволительная роскошь».
«Алматинские горы — это наше большое богатство и достояние. Таких красивых гор, такого снега для катания, есть считанные места в мире. Хочу открыто, не скрываясь, не прячась об этом говорить. Да, мы будем развивать Кок-Жайлау», — сказал министр.
Строительство должно начаться уже в 2025 году. Как считает министр, кластер необходимо развивать из-за высокого спроса и ограниченных возможностей горнолыжного курорта «Шымбулак».
«Мы уже приняли большую программу по расширению алматинского горного кластера. Он будет начинаться со стороны Талгара, курорта Oi-Qaragai, Бутаковки, Пионерского ущелья, Кимасара. Далее предусмотрено расширение и развитие Шымбулака. Проект охватит также сторону Каскелена. Кроме того, есть инициатива Almaty Superski, в рамках которой планируется освоение урочища Кок-Жайляу», — заявил премьер-министр.
При этом курорт на плато прямо противоречит заявлению главы государства о том, что вопрос по Кок-Жайлау «закрыт». Тогда президент указал на слова экологов и представителей общественности.
Что думают экоактивисты
Экоактивистка Салтанат Ташимова выступила с критикой премьер-министра и обратилась к алматинским депутатам.
«Бектенов не в курсе, что ледники катастрофически тают из-за того, что алчные люди лезут все выше и выше в горы, воды уже сейчас не хватает жителям города и области!
О чем думают Сергей Пономарев, Ерлан Стамбеков? Пономарев уже выступает за строительство, хотя в своем видеоролике показал, что на ледниках не осталось льда, и моренные озера высохли», — написала Ташимова на своей странице в Facebook.
Она уже несколько лет борется за сохранение плато вместе с Ольгой Гумировой, Светланой Спатарь и другими активистами.
«Алматинцы могут лишиться всеми любимого места отдыха и получить взамен тишины и прекрасной дикой природы сначала рев строительной техники, а потом — горнолыжный курорт и сплошные заборы вокруг частных земельных владений. Наше требование — остановить проекты по застройке гор и комплексно подойти к подготовке и обсуждению концепции развития туризма на природных территориях без ущерба окружающей нас среде», — заявили активисты.
Kursiv LIfeStyle также поговорил с экоактивисткой Ажар Джандосовой. Она посчитала застройку «плевком в лицо» жителям Алматы и общественности, которая в течение многих лет доказывала экологическую и экономическую несостоятельность проекта.
«Видимо запрет был временной передышкой. Кок-Жайлау — лакомый кусок земли для девелоперов, а застройка инфраструктурой — повод освоения бюджета. Мы хорошо знаем, кто стоял за проектом курорта на Кок-Жайлау в прошлый раз. И очень интересно, кто сейчас активно лоббирует эту застройку так, что даже запрет президента игнорируется. Однако сегодня это может сильно не понравится людям», — поделилась с Kursiv LIfestyle Джандосова.
В соцсетях алматинцы также не выразили одобрения планам по развитию Кок-Жайляу.

Сейчас огромную нагрузку от потока катающихся и туристов испытывает только «Шымбулак», «Ак-Булак», «Пионер» и Oi-Qaragai в будние дни остаются полупустыми.
Как раньше пытались застроить Кок-Жайлау
Идея строительства горнолыжного курорта на Кок Жайлау появилась еще в 2000-х годах, а в 2010-х началась активная проработка проекта с планами по созданию трасс, гостиниц и подъемников. Однако в 2018–2019 годах проект вызвал широкий общественный резонанс из-за угрозы экологии и потенциального ущерба биоразнообразию и водным ресурсам.
После волны протестов и вмешательства президента Токаева октябре 2019 года работы остановили.

В 2020 году депутат Иван Клименко рассказал, что в 2014 году из Иле-Алатауского парка изъяли 1002 га под строительство курорта, где с тех пор построили лишь подстанцию. Сейчас она стоит на территории парка в заброшенном состоянии.

В сентябре 2020 года Токаев подписал закон о возврате Кок-Жайлау особого статуса. Он предусматривал возможность вернуть в заповедный статус земли, которые раньше были выведены из особо охраняемых территорий под строительство одноименного курорта.
Ранее «Курсив» писал о том, чем занимается компания PGI Management, которая собирается развивать алматинский горный кластер и как она связана с несостоявшимся строительством курорта.