Новости

Казахстан не станет ОАЭ из-за неправильного распределения ресурсов

Что мешает Казахстану повторить успех ОАЭ или Катара / коллаж: kursiv.media, бильд-редактор: Артур Алескеров

Казахстан, расположенный в самом сердце Евразии, обладает уникальным географическим преимуществом, которое могло бы сделать его международным авиаузлом, сравнимым с Дубаем или Дохой. Однако, несмотря на стратегическое положение и потенциал, страна пока не смогла стать «воздушным перекрестком» мирового масштаба. Предприниматель и пилот по образованию Канат Амиркин рассказал, что мешает Казахстану повторить успех ОАЭ или Катара, и какие шаги могли бы изменить ситуацию.

Козырь в рукаве

Казахстан находится на пересечении ключевых мировых маршрутов. Прямые линии из Китая в Европу и с Ближнего Востока в США проходят прямо над его территорией. Как заметил Канат Амиркин, это и удачное расположение, и экономия времени и денег для авиакомпаний.

«Мы посередине. Прямые линии Китай – Европа и Ближний Восток – США проходят буквально над Казахстаном», — отмечает Канат Амиркин.

Для грузовых перевозок это особенно важно. В качестве примера пилот рассказал о тяжелом Boeing 747-400F. Чтобы пролететь 9 тыс. км без посадки, он должен загрузить баки топливом под завязку. Это десятки тонн лишнего веса, которые сокращают полезную нагрузку.

«Если же самолет сделает короткую остановку, например, в Караганде, дозаправится и продолжит путь, он сможет взять на борт до 20 тонн дополнительного груза. Это приносит авиакомпании до $50 тыс. дополнительной выручки за рейс. Затраты на посадку, топливо и обслуживание в Казахстане составляют около $10 тыс., что оставляет чистую выгоду», – заметил предприниматель.

Кроме того, траектория через Казахстан короче, чем южные маршруты через Аравию или Турцию, что экономит время в воздухе.

Но если все так выгодно, почему грузовые потоки все еще обходят Казахстан стороной?

Что тормозит развитие

Несмотря на очевидные плюсы, Казахстан сталкивается с рядом системных проблем, которые мешают ему стать международным авиаузлом. Вот ключевые барьеры, которые выделил Амиркин:

1. Бюрократия

Оформление грузов в казахстанских аэропортах может занимать до суток, тогда как в Дубае или Дохе этот процесс занимает всего два-три часа. Бюрократия и устаревшие процедуры отпугивают логистические компании, для которых скорость — ключевой фактор.

2. Недостаток инфраструктуры

Аэропортам Казахстана не хватает современной инфраструктуры для обработки грузов. Холодильные склады, рентген-сканеры, крупные сортировочные центры мировых логистических гигантов, таких как DHL или FedEx, либо отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии.

3. Высокие сборы и налоги

Посадочные сборы и НДС на транзитное топливо увеличивают стоимость остановки в Казахстане. В то время как Дубай и Доха на старте предлагали нулевые ставки для привлечения авиакомпаний, Казахстан пока не готов к таким радикальным мерам.

4. Отсутствие собственного грузового флота

Air Astana, национальный перевозчик, не располагает грузовыми самолетами класса «тяжеловесов», такими как Boeing 777F. Без собственного флота Казахстан не может предложить мировым логистам долгосрочные контракты, что снижает привлекательность страны как хаба.

5. Восприятие рисков

Некоторые международные страховщики считают регион Центральной Азии «пограничным» с точки зрения геополитики. Это приводит к повышению страховых тарифов, даже если реальные риски минимальны.

«Некоторые страховщики считают наш регион «пограничным» по геополитике и повышают тариф, даже если реальный риск низкий», – подчеркивает Амиркин.

Уроки Дубая и Дохи

Чтобы понять, почему Казахстану пока далеко до Дубая, Канат Амиркин предлагает взглянуть на истории успеха ОАЭ и Катара. Оба государства сделали ставку на авиацию как на драйвер экономики. В Дубае построили современный международный аэропорт, создали одну из лучших авиакомпаний мира — Emirates, а ставки и сборы для транзитных рейсов обнулили. Катар пошел по схожему пути, построив в Дохе один из крупнейших терминалов мира и запустив Qatar Airways, которая сегодня считается эталоном качества. Эти страны создали инфраструктуру и активно продвигали себя как глобальные хабы, привлекая как пассажирские, так и грузовые перевозки.

Казахстан, напротив, пока не использует свой потенциал в полной мере. Хотя страна ввела пятую степень свободы воздуха, позволяющую иностранным авиакомпаниям выполнять транзитные рейсы через ее территорию, этого оказалось недостаточно.

Что нужно сделать

Чтобы превратить Казахстан в настоящий авиаузел, необходимы смелые и системные меры. Вот конкретные шаги, которые могли бы изменить ситуацию:

1. Ускорить процессы

Внедрение «единого цифрового окна» для таможенного оформления грузов позволит сократить время обработки до двух часов. Декларации должны подаваться до посадки самолета, чтобы выпуск груза происходил максимально быстро.

2. Построить cargo-village

Создание полноценного грузового комплекса — с теплыми, холодными и специализированными складами площадью от 100 тыс. до 1 млн кв. м — сделает казахстанские аэропорты конкурентоспособными.

3. Обнулить транзитные сборы

Первые пять лет — нулевая ставка НДС на топливо и нулевой посадочный сбор для рейсов, которые только дозаправляются. Это привлечет авиакомпании, которые ищут самые выгодные маршруты.

4. Создать грузовую авиакомпанию

Air Astana могла бы запустить грузовую «дочку» с флотом из 4–6 Boeing 777F. Получение седьмой свободы воздуха позволило бы предлагать прямые чартеры по маршрутам Китай – Европа и Китай – США.

5. Привлечь глобальных игроков

Льготная аренда для DHL, UPS, Cainiao и других логистических гигантов мотивировала бы их строить сортировочные центры в Казахстане.

6. Создать бренд Silk Road SkyRoute

Единый маркетинговый зонтик для всех чартеров, стыковок и мультимодальных цепочек через Казахстан поможет продвигать страну как надежный транзитный хаб.

«Продвигать бренд Silk Road SkyRoute. Один маркетинговый зонтик для всех чартеров, стыковок и мультимодальных цепочек через Казахстан», — предлагает Амиркин.

Зачем это Казахстану

Превращение в международный авиаузел принесет стране не только экономические, но и имиджевые выгоды.

Валютная выручка. Один тяжелый грузовой рейс оставляет в экономике около $40 тыс. долларов маржинального дохода. Если таких рейсов будет хотя бы 10 в день, это принесет около $150 млн в год в виде налогов, зарплат и услуг.

Рабочие места. Логистика, склады, техобслуживание самолетов и IT-платформы создадут тысячи новых рабочих мест.

Электронная коммерция. Быстрая доставка грузов ускорит развитие интернет-торговли, как для экспорта казахстанских товаров, так и для покупок граждан.

Имидж. Современный авиаузел станет витриной открытой и надежной экономики Казахстана.

«География подарила нам козыри, но ими еще надо правильно сыграть», — заключает Канат Амиркин.

Ранее стало известно, что казахстанцы могут арендовать культовый спорткар Porsche в Дубае за 100 тыс. тенге.