Нацбанк хочет взыскать 17 млн тенге с казахстанки в декрете

В Астане 22 июля 2025 года состоялся апелляционный суд по делу Акмарал Токен, молодой матери в декрете, с которой Национальный банк Казахстана намерен взыскать 17 млн тенге. Нацбанк настаивает, что Токен не отработала обязательства по договору об обучении в магистратуре. Защита Токен указывает, что банк сам не создал условий для выполнения договора.
Позиция Нацбанка
Представитель Нацбанка в суде рассказала, что ведомство обучает казахстанцев, оплачивая их двухлетнее обучение и стипендию. Стипендия, как отметили в Нацбанке, составляет 700 тыс. тенге, что сопоставимо с зарплатой обычного человека. Однако чуть позже в Нацбанке заявили, что их представитель в суде сказала, что стипендия составляет свыше 200 тыс. тенге.
«Эта стипендия выплачивалась в течение двух лет. Согласно условиям договора об обучении, магистрант обязан отработать три года в случае наличия вакантной должности и принятия на работу. Если эти три года не отработаны, он обязан вернуть выплаченные нами средства», – заявила истец по делу.
При этом ответчик в лице Акмарал Токен пояснила, что на самом деле стипендия составляла 130 500 тенге. О каких 700 тыс. тенге идет речь, она не знает.
Кроме того, Акмарал Токен отработала в Национальном банке 10 месяцев. Однако этот период не учли.
«Мы не учли один отработанный год, потому что по условиям договора об обучении она должна отработать полные три года. В трудовом договоре нет условия об одном или двух годах работы. Согласно договору об обучении, только после полной отработки трех лет считается, что условия договора выполнены», – заявила представитель ведомства.
Позиция адвокатов Акмарал Токен
По статье 392 Гражданского кодекса РК, положения договора об обучении должны толковаться буквально. Так, в договоре об обучении указано, что ответственность возникает только в случае расторжения трудового договора.
«Суд первой инстанции принял решение, не учитывая статью 392 Гражданского кодекса. Истец (Нацбанк. – прим.ред.) не предоставил доказательств того, что трудовой договор расторгли по инициативе ответчика. Согласно договору об обучении, истец не создал условий для отработки ответчиком трехлетнего срока. Почему? Потому что трудовой договор заключили только на один год», – заявила адвокат.
Адвокат попросила судебную коллегию обратить на это внимание, ведь суд первой инстанции проигнорировал факт, что Нацбанк не сделал предложения о продлении договора.
Мнение коллег Акмарал Токен
На суде не удалось выслушать коллег Акмарал Токен, которые занимали бы такую же должность или смежную ей. Зато в ходе апелляции выступил заместитель департамента, в котором работала казахстанка. Примечательно, что в суде первой инстанции он показаний не давал. Об этом сообщила адвокат защиты.
«Мы приняли на работу многих магистрантов, в том числе Акмарал Токен. Со всеми заключали годовые трудовые договоры. С некоторыми устанавливали трехмесячный испытательный срок. В случае с Акмарал Токен испытательный срок не устанавливался, так как мы были уверены в ее квалификации», – заявил замглавы департамента Нацбанка.
Однако в процессе работы, по его словам, Акмарал Токен не соблюдала принципы корпоративной культуры Национального банка.
«Мы можем это доказать, есть свидетели», – заметил он.
По его словам, конфликты в коллективе обострились еще в феврале. Замглавы департамента выразил неоднозначную мысль, отметив, что Нацбанк не отказывался продолжать сотрудничество, однако договор не продлил.
«Этот человек не выполнял условия трудового договора, вступал в конфликты. 29 марта она подала заявление и в течение одного дня ушла в отпуск по уходу за ребенком. По закону мы предоставили этот отпуск. Работа не была завершена, она уехала в США. Тогда мы поняли, что она не заинтересована в работе в Национальном банке. Поэтому мы воспользовались своим законным правом», – заявил сотрудник Нацбанка.
Тогда судья поинтересовалась, можно ли вычесть из 17 млн тенге предъявленного иска часть средств, соответствующую году работы? Представитель Нацбанка заявила, что ведомство намерено взыскать с матери в декрете весь иск в полном объеме.
Что говорит Акмарал Токен
Акмарал Токен – молодой финансист, мать двоих маленьких детей. В 2019 году девушка окончила Maqsut Narikbayev University с отличием Summa Cum Laude. Прошла резиденцию в Duke University (США) и по обмену в Liège University (Бельгия). Является кандидатом CFA Level 3 – данную аккредитацию получают только лучшие финансисты мира. На данный момент работает старшим преподавателем в MNU в Астане.
«Находясь в декрете, я получила уведомление о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия. Вместе с этим мне было направлено требование возместить все расходы, понесенные Нацбанком, на мое обучение в сумме 17 144 419 тенге. Я не отказывалась от обязательств. Я неоднократно лично и письменно через e-Otinish обращалась с просьбой о продлении договора, чтобы выполнить требуемую отработку. Однако в день выхода из декрета договор прекратили», – рассказала в беседе с корреспондентом «Курсива» казахстанка.
Позднее Нацбанк подал иск о взыскании полной суммы затрат на обучение.
Токен пояснила, что в суде первой инстанции, как и на апелляции, представители Национального банка подчеркнули, что не имеют претензий к ее квалификации или качеству работы. Однако, по их позиции, работодатель имеет право не продлевать срочный трудовой договор, даже если у работника имеется обязательство отработки.
«Суд первой инстанции удовлетворил требования банка, несмотря на то, что у меня не было возможности исполнить условия договора», – заметила девушка.
Апелляция по делу продолжается. Следующее судебное заседание назначено на 24 июля в 16:00.