Lifestyle

Благотворительность теряет доверие из-за скандалов

Фото: shutterstock, бильд-редактор: Дина Карамчакова

Суд над Перизат Кайрат снова поднял вопрос о доверии к благотворительным организациям. Случаи мошенничества, сотрудничество с сомнительными донорами, нецелевое использование полученных средств – подобные скандалы не редкость во всем мире. Разбираем пять громких историй, которые подорвали веру в благотворительность.

Fashion for Relief и Наоми Кэмпбелл: добро под подозрением

В 2005 году супермодель Наоми Кэмпбелл создала фонд Fashion for Relief. Как заявлялось – для борьбы с бедностью и помощи жертвам стихийных бедствий. С 2016 по 2022 год фонд собрал 4,8 млн фунтов стерлингов, но, как показало расследование Комиссии по благотворительности Великобритании, лишь 8,5% средств (389 тыс. фунтов стерлингов) дошли до благотворительных организаций-партнеров. Остальные деньги оседали на счетах и шли на оплату роскошных отелей, авиабилетов бизнес-класса, спа-процедур, сигарет и личную охрану для Наоми Кэмпбелл и не только. Еще одна попечительница фонда Бьянка Хеллмич получила около 300 тыс. фунтов стерлингов в виде незаконных гонораров и командировочных. 

Расследование, начатое в 2021 году, выявило, как писали СМИ, «хаотичное управление и отсутствие четкой финансовой отчетности», что привело к закрытию фонда в марте 2024 года.

C:\Users\Gulnar\Desktop\Kursiv.kz\Naomi.jpg
Фото: Zuma / TASS

Скандал получил широкий резонанс, особенно после того, как в октябре 2024 года Кэмпбелл запретили быть попечителем благотворительных организаций в течение пяти лет, Хеллмич – девяти, а еще одной попечительнице, Веронике Чоу – четырех. 

В ходе расследования выяснилось, что проблемы фонда проявились ещё раньше: так, в 2017 году организация Save the Children получила от Fashion for Relief. лишь часть обещанных 375 тыс. фунтов стерлингов, а остаток (147 тыс.) был выплачен лишь после вмешательства временных менеджеров, которые пришли в фонд после того, как началось расследование, и Кэмпбэлл и Хеллмич были отстранены от управления. Супермодель пыталась оправдаться, утверждая, что не контролировала финансы, передав управление юристу, а позже заявила, что стала жертвой мошенничества с поддельным email – сообщал Sky News. 

Впрочем, настрой общественности после этого заявления не изменился, а пользователи X назвали действия Кэмпбэлл примером «токсичной филантропии».

United Way of America. Падение «короля благотворительности»

Уильяма Арамони называли «королем благотворительности»: в 1970 году он возглавил United Way, крупнейшую благотворительную сеть США, собиравшую миллиарды долларов для больниц, приютов и социальных программ. Его харизма и 13-пунктовая программа сделали организацию национальным брендом, объединив 2300 местных отделений. Но за фасадом успеха скрывалась тёмная сторона. К началу 1990-х Арамони жил как топ-менеджер: зарплата $463 тыс. в год, $4,4 млн на пенсионное обеспечение, поездки первым классом, лимузины в Нью-Йорке за $20 тыс. ежегодно и членство в элитных клубах – все за счет United Way. Его траты включали 29 поездок в Лас-Вегас и 49 визитов во Флориду, где жили дочь и подруга.

Расследование Washington Post в 1992 году вскрыло не только личные расходы Арамони, но и схемы с «дочерними» компаниями United Way, которые кредитовались головной организацией и покупали квартиры для Арамони и его друзей. Друзья и родственники, включая сыновей Арамони, получали хорошие места в этих структурах; финансовый директор с сомнительной репутацией и случайные люди вроде 19-летней девушки, с которой глава United Way of America познакомился в аэропорту, нанимались на высокооплачиваемые должности; аудиты игнорировались, документы исчезали.

В 1995 году суд признал Арамони виновным по 25 пунктам, включая мошенничество и фальсификацию отчетности, оценив ущерб в $1 млн. Он получил семь лет тюрьмы, отбыл срок полностью и вышел без шанса на прощение. Скандал подорвал доверие к United Way: пожертвования сократились, средний класс отвернулся, а организация до сих пор восстанавливает репутацию. 

«Три чашки лжи»

Грег Мортенсон, автор бестселлера «Три чашки чая» и соучредитель Института Центральной Азии, обещал строить школы для детей в Пакистане и Афганистане. Его вдохновляющая история о спасении в горах и желании отблагодарить местных жителей тронула миллионы сердец. Но в 2011 году сказка обернулась скандалом, когда выяснилось, что филантроп использовал благотворительность как личный бизнес-проект.

В 1996 году Мортенсон основал Институт Центральной Азии для повышения грамотности в отдалённых регионах, особенно среди девочек. Его книга, проданная тиражом свыше 5 млн экземпляров, принесла около $60 млн от туров и продаж. Однако расследование, начатое в 2011 году после репортажа CBS «60 минут» и статьи Джона Кракауэра «Три чашки лжи», показало, что значительная часть средств не дошла до школ. Кракауэр, сам пожертвовавший $75 тыс. институту, обвинил Мортенсона в использовании фонда для саморекламы. Деньги тратились на туры по продвижению книги, а не на строительство классов. Прокуратура Монтаны подтвердила: Мортенсон, не имея навыков бухгалтерии, вел дела хаотично, без чеков и документации, имея неограниченный контроль над финансами.

C:\Users\Gulnar\Desktop\Kursiv.kz\Three_cups_of_tea.jpg
Грег Мортенсон. Фото: Portland Press Herald via Getty Images

В 2012 году Мортенсон согласился выплатить $1 млн институту в рамках урегулирования. Прокурор штата Стив Баллок отметил, что, хотя не было доказано, что у Мортенсона был «прямой умысел на обман», его халатность нанесла не меньший ущерб, чем мошенничество. Два других члена совета директоров полностью доверяли ему, не проверяя расходы. Мортенсон, недавно перенесший операцию на сердце, отказался от комментариев, но остался в институте, хотя и был отстранен от должности исполнительного директора.

Скандал подорвал репутацию Мортенсона, но некоторые доноры продолжали верить в его миссию, считая проблему лишь «неумением считать». 

Секс-скандал в Oxfam

В 2018 году британская благотворительная организация Oxfam, одна из крупнейших в мире, оказалась в эпицентре скандала. После землетрясения 2010 года в Гаити сотрудники Oxfam, которые должны были заниматься восстановлением страны, были уличены в сексуальной эксплуатации местных жителей, включая использование проституток, некоторые из которых могли быть несовершеннолетними. Расследование, начатое в 2011 году, выявило «культуру безнаказанности» среди персонала, но Oxfam не сообщила властям Гаити о возможных преступлениях.

В центре скандала оказался Роланд Ван Хаувермайрен, тогда – директор Oxfam в Гаити, который, по данным The Times, использовал проституток на вилле, оплаченной фондом. В 2011 году Oxfam позволила ему уйти в отставку, а четырех других сотрудников уволила за грубые нарушения. Позднее выяснилось, что Ван Хаувермайрена уже обвиняли в таких же действиях в 2006 году в Чаде, но Oxfam наняла его без должной проверки. 

Комиссия по благотворительности Великобритании в 2019 году раскритиковала организацию за «сокрытие деталей от регуляторов и недостаточные усилия по выяснению, были ли вовлечены несовершеннолетние». 

Скандал стоил Oxfam дорого: около 7000 доноров отменили регулярные взносы, правительство Великобритании приостановило финансирование, а организация потеряла 16 млн фунтов стерлингов. В 2021 году новые обвинения в сексуальной эксплуатации в Демократической Республике Конго привели к очередной приостановке британского финансирования и отстранению двух сотрудников. Oxfam пообещала реформы, включая независимую комиссию по культуре и тройное увеличение бюджета на защиту прав.

Clinton Foundation и сделка с Казахстаном

Clinton Foundation, основанный Биллом Клинтоном в 2001 году, обещал бороться с глобальными проблемами, от ВИЧ до бедности. Но в 2015 году вышла книга Питера Швейцера «Clinton Cash», где автор писал о подозрительным связям фонда с иностранными донорами, в том числе – на Гаити, в Колумбии и в Казахстане, вызвав вопросы о прозрачности и конфликте интересов.

Швейцер утверждал, что фонд получал миллионы долларов от сомнительных источников, пока Хиллари Клинтон была госсекретарем США (2009–2013). 

C:\Users\Gulnar\Desktop\Kursiv.kz\Clinton Foundation The Guardian.jpg
Билл и Хиллари Клинтон. Фото: John Moore, Getty Images

Что касается урановой сделки в Казахстане, то о ней много писали в связи с делом бывшего главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева В 2005 году Билл Клинтон прилетел в Алматы вместе с канадским магнатом Фрэнком Джустра, чья компания UrAsia Energy вскоре получила права на крупные урановые месторождения в Казахстане. Вскоре Джустра пожертвовал $31,3 млн фонду, а позже пообещал ещё $100 млн. В 2009–2013 годах Uranium One (преемник UrAsia Energy) была продана российской компании «Росатом», что требовало одобрения Госдепартамента США под руководством Хиллари Клинтон. В этот период председатель Uranium One Иан Телфер передал фонду $2,35 млн через свою семейную организацию, что не было публично раскрыто, несмотря на обещания Клинтонов о прозрачности.

Расследование The New York Times подтвердило пожертвования, но не нашло доказательств, что Хиллари Клинтон лично влияла на сделку, одобренную межведомственным комитетом. Критики, включая Швейцера, указывали на совпадение: крупные взносы в фонд совпадали с выгодными для доноров решениями. Но The Guardian и некоторые другие издания указали на сомнительность некоторых выводов Швейцера, хотя и признал проблему непрозрачности фонда.

Скандал заставил Clinton Foundation пересмотреть правила, ужесточив отчетность и ограничив иностранные пожертвования. Но книга Питера Швейцера вызвала слишком много шума, что не могло не повлиять на отношение к фонду. И к самим Клинтонам.