
На этой неделе в мировом прокате стартовала «Фантастическая четверка: Первые шаги» — новая картина киновселенной Marvel, призванная познакомить зрителей с ещё одной версией самой знаменитой семьи супергероев. Фильм запускает собой шестую фазу MCU, а также становится мостиком между провалившимися в прокате «Громовержцами*» и ещё только готовящемуся пятыми «Мстителями». Однако главная задача ленты было показать уже знакомую и подчас надоевшую многим франшизу с новой перспективы. О том, получилось ли это, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Сюжет
События фильма разворачиваются в новой для зрителей вселенной 828. В отличие от привычного 616-го мира здесь нет ни Мстителей, ни Человека-Паука. Точно так же в этой версии Земли отсутствуют привычные нам технологии, зато вовсю доминирует ретро-футуризм, смешивающий эстетику Америки 1960-х с инновациями будущего. Так, летающие машины соседствуют с ламповыми телевизорами, а формулу для создания телепорта герои пишут обычным мелом на доске. Цвета этого мира выглядят мультяшно ярко и одновременно потерто, напоминая записи со старой плёнки. Вся эта комбинация сразу же дает понять публике, что они оказались в совершенно ином сеттинге, непривычном для абсолютного большинства проектов Marvel.

Именно в этом мире зрители встречают главную семью супергероев — Фантастическую четвёрку. Фильм открывается трогательной сценой, в которой Сью Сторм узнаёт, что беременна и сообщает об этом своему мужу Риду Ричардсу. Далее следует сцена, в которой ведущий вечернего шоу кратко рассказывает историю появления команды супергероев, начавшуюся с неудачного полёта в космос и борьбу с различными злодеями. Спустя четыре года команда однозначно укореняется в умах людей в качестве главных героев Земли. Однако ситуация меняется, когда на планету нападает Серебренная Серферша. Она оповещает людей, что скоро Земля будет уничтожена космическим божеством по имени Галактус. В попытках остановить грядущий конец света Фантастическая четвёрка отправляется на поиски Галактуса и пытается договориться с ним прежде чем тот доберется до Земли.
Новый виток супергеройского кино
После триумфального окончания «Саги Бесконечности» с четвёртой частью «Мстителей» у зрителей всего мира начало наступать отторжение к жанру супергеройского кино. Из-за пандемии 2020-го года и последовавшего развития стримингов в 2021-м фанаты ощутили на себе перенасыщение супергеройского контента. Поэтому сборы каждого такого проекта неумолимо продолжали падать. Да и качество фильмов и сериалов той же киновселенной Marvel оставляли желать лучшего. В итоге, если раньше любая картина франшизы гарантированно собирала около миллиарда долларов, то в последние годы публика могла наблюдать за провалами второго «Капитана Марвел», четвёртого «Капитана Америки» и даже неплохих «Громовержцев*».

В попытках изменить нарастающий тренд глава подразделения Marvel Studios Кевин Файги взял перерыв от релизов в 2024 году, выпустив лишь «Дэдпула и Росомаху» с целью использовать выделенное время для пересмотра стратегии. И как мы видим на примерах «Громовержцев*», вселенная решает уходить в более личные и семейные истории. Однако если работа Джейка Шрейера все еще отдавала «серьёзностью», то «Фантастическая четвёрка» Мэтта Шакмана ощущается как поистине детское кино, призванное в первую очередь научить свою аудиторию простым истинам о важности человеческой жизни.
«Фантастическая четверка» — это во всех смыслах наивный фильм, начиная от его крайне прямолинейной экспозиции, продолжая плоским даже по меркам Marvel злодеем и заканчивая банальными сюжетными поворотами. Однако наивность картины не ощущается как нечто негативное. Напротив, способность авторов быть настолько открытыми со зрителем местами обезоруживает, отчего несерьезность происходящего вызывает не злобу, а умиление.
Создатели доносят публике простые истины столь же простыми словами, разговаривая будто не со взрослыми фанатами киновселенной, а с их детьми. В этом плане неудивительно, что у Рида и Сью в первой половине ленты рождается сын Франклин, вокруг которого и строится большая часть сюжета. Киновселенная таким образом омолаживает и своих героев, и аудиторию, с которой она разговаривает. Даже подзаголовок фильма «Первые шаги» говорит не столько о первых шагах супергеройской команды, сколько о становлении их сына, а вместе с этим и нового поколения фанатов, на которых возможно и целится Кевин Файги.

Похожую тенденцию можно разглядеть и в недавнем «Супермене» Джеймса Ганна. Связи здесь прослеживаются не только в отказе от показа оригинальной истории героев, но и в общем тоне повествования. Обе картины преимущественно используют яркую цветовую палитру, то и дело проговаривая простые истины о мире, любви и семьи. Что интересно, две работы говорят о важности объединения людской расы для победы над неким злом. В период, когда в реальном мире страны всё чаще предпочитают начинать войны, а люди дотошно ищут различия, именно такое гуманистическое кино, нацеленное на массы, даёт надежду рядовому зрителю на лучший мир.
Как быть родителем
Никто не готов стать родителем. Именно с этой мыслью работают создатели «Фантастической четвёрки», превращая классический страх перед рождением ребёнка в угрозу вселенского масштаба, где от жизни младенца зависит жизнь целой планеты. В течение фильма авторы потихоньку смещают фокус с терзаний Рида вокруг роли отца к желанию Сью во что бы то ни стало защитить своего сына.
Тем не менее «Фантастическая четвёрка» не доводит заданные темы до логического завершения. Та же неуверенность Рида в роли отца и возможная гиперопека по отношению к сыну не приводят к чему-либо, а скорее забывается на полпути. В то же время связь Сью и ребёнка подчас сводятся к безоговорочной любви между ними. Всё это имеет место быть, но картина рисует эти отношения крупными мазками, забывая о деталях.

«Фантастическая четвёрка» — это неплохой аттракцион, способный удержать зрителя красочным миром и наивной историей. Картина порождает своим простотой, отчего хочется простить ей сценарные недочёты и сфокусироваться на взаимоотношениях между главными героями. Все проблемы фильма, а также общий тренд на упрощение лишь в очередной раз подчёркивают кризис жанра супергеройского кино. Однако фокус на универсальных ценностях в ленте выглядит как начало нового направления жанра, где на первый план выходят простые истины, которые резонируют с аудиторией в сегодняшних непростых реалиях.