Lifestyle

Казахстанские мастера просят принять закон о ремесленниках 

Керамика, автор Абай Рысбаев. Фото: Гульнар Танкаева

В социальных сетях – новая тема: обычно немногословные кузнецы, гончары, вышивальщики, мастера по изготовлению войлока, ткачи (и дальше по всему списку казахстанских народных промыслов) говорят о необходимости принятия в стране закона о ремесленниках.

Разбираемся, почему ремесленники по всей стране говорят о необходимости нового закона и как он может изменить не только жизнь мастеров, но и имидж страны.

«Мы не просим особых условий – мы просим признания. Закон о ремесленниках – это не про льготы, это про уважение к труду, культуре и идентичности. Без этого закона ремесло останется на обочине креативной экономики. А ведь именно в нем – душа народа», – пишут мастера.   

Ремесло в «серой зоне»

Казахстан обладает богатейшим наследием: гончарное и ювелирное искусство, ковроткачество, изготовление музыкальных инструментов, ткачество, работа с кожей и деревом и т.д. Но сегодня значительная часть мастеров остается в «серой зоне»: нет официального статуса, нет правовой поддержки, а значит — нет и стабильности.

«Мы словно живем между прошлым и будущим. Все говорят о креативной экономике, цифровизации, но при этом никто не задумывается, что без корней у дерева не будет ветвей», — говорит один из ремесленников на условиях анонимности.

Весной прошлого года депутаты мажилиса парламента РК обратились с запросом к правительству. В документе, адресованном тогдашнему вице-премьеру Тамаре Дуйсеновой, отмечалось, что в Казахстане в настоящее время отсутствует нормативная база по ремесленнической отрасли. Депутаты напомнили: согласно плану действий по реализации Концепции развития туристской отрасли соответствующим министерствам и ведомствам было поручено до конца 2023 года принять меры по развитию ремесленничества. В списке задач: формирование Национального реестра ремесленников, создание саморегулируемой организации мастеров, открытие центров ремесленников на приоритетных туристических территориях, разработка стандарта ремесленной продукции, создание и развитие маркетплейса для ремесленников, и, конечно, самое главное –  совершенствование законодательства в области ремесел.

«По словам мастеров, эти проблемы не нашли решения», – писали депутаты в 2024 году. В 2025-м ситуация не изменилась.  

«Закон мог бы закрепить статус ремесленника как отдельной профессии, с правами и льготами, – говорит известный казахстанский дизайнер, вице-президент Всемирного ремесленного совета (World Craft Council) по Азиатско-Тихоокеанскому региону Айдархан Калиев. – Обеспечить доступ к господдержке, грантам, правовой и налоговой защите. Но главное – закрепить ремесло как часть культурного кода страны».

Фото: Гульнар Танкаева

Не хобби, а путь

Мастера говорят, что им постоянно приходится объяснять официальным лицам, что ремесло – это не просто ручной труд. Это выбор, философия, стиль жизни. Это связь поколений – мастера передают знания своим ученикам. Но с каждым годом все меньше желающих обучиться ремеслу: молодые люди видят отношение государства к тем, кто по собственному желанию, без льгот и поддержки, сохраняет народные промыслы. 

«Закон помог бы не только сохранить уникальные техники и традиции, но и превратить их в драйвер экономики, – говорит Айдархан Калиев. – Именно так поступили, например, в Узбекистане, Кыргызстане и Японии, где ремесло давно стало частью государственной стратегии».

Перечислять все, что делается в соседнем Узбекистане для ремесленников, можно очень долго. Вот только одна цифра: летом 2023 года президент Шавкат Мирзиёев подписал указ, согласно которому ремесленникам, включенным в «Национальный каталог мастеров народно-прикладного искусства» и «Реестр ремесленников, ведущих деятельность в сфере туризма» снизили ставку налога на продажу продукции на сумму от 100 млн до 1 млрд сумов на 50%. 

Ремесло и креативная индустрия — не конкуренты, а союзники

Один из основных аргументов противников закона о ремесленниках – что в начале 2025 года глава государства подписал закон, предусматривающий нормы по развитию креативной индустрии. Этого, по их мнению, уже достаточно.  

«Некоторые чиновники считают, что достаточно развивать креативную экономику, а ремесло — это архаика. Но это заблуждение», — подчеркивают представители ремесленного сообщества.

В своем обращении к президенту, депутатам, правительству мастера объясняют очевидную для них разницу:

«Ремесло

  • Это традиционная форма труда, основанная на навыках ручного производства и культурном наследии.
  • Основная цель – сохранение, передача и адаптация традиционных знаний. 
  • Это чаще локальное производство, с ограниченным тиражом, с высокой долей ручной работы. 
  • Примеры: гончарное и ювелирное искусство, ткачество, вышивка, работа по дереву, войлоку.

Креативная индустрия

  • Это экономика идей, где ценность создается за счет инноваций, дизайна, медиа и технологий.
  • Это может быть массовое производство, цифровой контент, глобальный рынок.
  • Примеры: видеоигры, дизайн, реклама, мода, кино, музыка, архитектура, IT-решения.

Главное различие:

Ремесло равно сохранение идентичности и традиций.

Креативная индустрия равно коммерциализация творчества и инноваций».

По мнению казахстанских мастеров, народное ремесло – это как раз тот фундамент, на котором может строиться и где черпать идеи для вдохновения креативная индустрия.  

Фото: Гульнар Танкаева

Что даст закон?

По мнению мастеров и экспертов, закон мог бы включать:

  • официальное определение понятий «ремесленник», «традиционное искусство»;
  • механизмы сертификации; 
  • налоговые и административные льготы; 
  • образовательные программы; 
  • государственные гранты и инфраструктурные проекты.

Кроме того, это путь к защите интеллектуальной собственности: авторские права, географические указания, борьба с подделками.

…В своем Отечестве?

Самое интересное: несмотря на отсутствие официального правового статуса в собственном государстве, наши мастера – и даже города мастеров – признаны в мире. Тараз, Туркестан, Алматы – эти три казахстанских города внесены во Всемирный список городов ремесел World Craft City List. Почетный статус – не просто эффектная надпись, которая теперь по праву может встречать гостей Тараза, Алматы и Туркестана: это означает реальный потенциал для этнотуризма, экспорта, международных ярмарок, продвижения локальных брендов.

«Казахстанские города уже признаны городами ремесел на глобальном уровне, – говорит Айдархан Калиев. – Настало время закрепить это на уровне национального законодательства. Ремесло становится частью туристического бренда города: мастер-классы, ярмарки, фестивали, арт-резиденции. Повышается привлекательность региона для внутреннего и международного туризма. Продукция с «географическим брендом» (например, «войлок из Тараза», «музыкальные инструменты или ювелирные украшения из Алматы», «керамика из Туркестана») становится узнаваемой за рубежом. Повышается доверие к изделиям, упрощается участие в международных рынках, ярмарках, выставках».

На самом деле ответ на вопрос – зачем Казахстану закон о ремесленниках? – достаточно прост. Ремесло – это не про ностальгию. Это про устойчивость экономики, узнаваемость страны за рубежом, про возможность каждому региону найти свой уникальный путь развития. Или вспомнить прежний – почему бы всему миру не узнать, что в современном Казахстане помнят секреты знаменитой древней отырарской керамики?