
Поговорили с урологом Нурахмедом Караевым о том, что на самом деле скрывается за диагнозом «хронический простатит», когда нужно менять лечащего врача и какое лечение действительно эффективно.
Нина Хмурчик: Что такое хронический простатит?
Нурахмед Караев: Тут стоит разобраться с тем, что мы имеем в виду под хроническим простатитом. Хронический бактериальный простатит, тот самый настоящий, который лечится антибиотиками, встречается редко. Его в структуре заболеваемости хроническим простатитом — около 5%. Из 100 человек только у пятерых мы действительно найдем бактериальный простатит. В моей личной статистике таких людей как будто бы еще меньше. Острых простатитов я видел много, но хронических бактериальных — лишь пару раз.
Чаще всего приходят пациенты с асептическим или абактериальным простатитом. При этом состоянии пациентов беспокоят неприятные симптомы и боль, но бактерий и воспаления нет. В научном сообществе урологов сейчас используется классификация Национального института здоровья США. Там четыре категории хронических простатитов. Если мы говорим про абактериальный хронический простатит, то он идет под категорией III или IIIB. По-другому он называется синдромом хронической тазовой боли, это более корректное наименование.
Н.Х. : Какие симптомы у хронического простатита?
Н.К. : Это может быть дискомфорт или боль в промежности, в мошонке, в половом члене. Боль может отдавать в ягодицу, в ногу. Могут быть неприятные ощущения при мочеиспускании, или после, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря. Еще пациенты жалуются на боль после эякуляции, например, после того, как эякуляция произошла, первое мочеиспускание какое-то очень болезненное. Часто пациенты замечают у себя слабую струю при семяизвержении, то есть эякулят начинает «вытекать» во время полового акта.
Мои пациенты с хроническим простатитом — это, в основном, молодые люди от 18 до 35 лет. Важно еще сказать, что я живу в мегаполисе, тут бешеный ритм жизни. Поэтому пациенты обычно тревожные, загруженные, с большим количеством параллельных задач. У них мало движения в жизни, нерегулярный спорт и ненормированный режим дня. Все это негативно влияет на мужское здоровье.
Н.Х. : Как проходит прием у уролога, если у пациента подозрение на хронический простатит?
Н.К. : Если мы говорим про диагностику хронического простатита у человека до 45 лет, то в первую очередь мы собираем анамнез. Очень подробно опрашиваем пациента, выясняем, есть ли какие-то сопутствующие заболевания, потому что если они есть, их тоже нужно будет лечить. Возможно, дополнительно отправить к еще нескольким специалистам в зависимости от жалоб.
Далее мы осматриваем пациента на кушетке, ощупываем мышцы живота, ног, оцениваем опорно-двигательный аппарат. Это важно, потому что причиной дискомфорта и боли при хроническом простатите часто становятся проблемы с мышцами в тазовой области.
Затем мы переходим к осмотру на урологическом кресле. Сначала оцениваем мышцы снаружи — все места прикрепления поверхностных мышц, которые осуществляют движение в тазобедренном суставе, в нижней конечности и поясничной области. Обязательное исследование для хронического простатита — ректальный пальцевой осмотр. Через прямую кишку мы смотрим предстательную железу, оцениваем мышцы тазового дна.
Если говорить про анализы, то мы обязательно исключаем инфекции, передающиеся половым путем. Также берем анализ мочи — пробу Мирса и Стеми, или пробу Никеля. Если никаких изменений в анализах мы не обнаружили, значит, это все-таки тазовая боль.
Также всем пациентам я даю тест на тревогу Спилбергера-Ханина и тест на депрессию Бека. Депрессия и тревога могут давать или усиливать боль, причем не только в тазовом регионе, но и во всем теле. Но на самом деле эти тесты нужны, чтобы показать пациенту, что проблема действительно серьезная. В этом случае ему проще объяснить, зачем нужно идти на прием к психиатру.

Н.Х. : Как лечат хронический простатит?
Н.К. : Чаще всего урологи — входные ворота для пациентов с хроническим простатитом, или синдромом хронической тазовой боли. Мы делаем свои исследования, и чаще всего видим, что это не бактериальный простатит. Если симптомы у пациента слабо выражены, то мы можем просто направить его к врачу-реабилитологу. Если же у пациента есть какой-то психологический компонент, например, тревога и депрессия, то в этом случае может потребоваться медикаментозная поддержка в виде антидепрессантов, например.
Врачи-урологи могут сами назначать антидепрессанты и другие психотропные препараты, но всегда лучше подстраховаться консультацией психиатра. Также для лечения синдрома хронической тазовой боли используется физиотерапия: например, БОС-терапия, магнитная терапия, текар-терапия, ударно-волновая терапия.
В зависимости от сопутствующих заболеваний и жалоб мы можем отправить пациента к врачам других специализаций. Если человека беспокоит запор, диарея, тошнота, рвота, то мы отправляем к гастроэнтерологу. Часто у пациентов с тазовой болью есть синдром раздраженного кишечника, который также может быть причиной тазовой боли.
Также мы можем отправить пациента к проктологу, потому что у таких пациентов часто есть геморроидальные узлы или анальные трещины, например, на фоне запоров, потому что человек постоянно тужится. Первую линию лечения запоров мы можем назначить иногда сами, без гастроэнтеролога. Можем порекомендовать есть клетчатку, особенно киви и псиллиум. Большинству даже после таких рекомендаций станет лучше.
Но если требуется комплексное лечение, а мы лечим что-то одно, это, возможно, будет помогать, но через время боль вернется. Тут нужно сильно менять образ жизни, добавлять регулярные физические нагрузки, работать с реабилитологом, принимать лекарства, бороться с запорами, налаживать питание.
Первые улучшения в состоянии могут возникнуть и через неделю. Но обычно весь период, если возьмем средне-тяжелое течение среднего пациента, занимает от 3 до 6 месяцев.
Н.Х. : Какие методы диагностики и лечения неэффективны при хроническом простатите?
Н.К. : Хронический абактериальный простатит, или синдром хронической тазовой боли не лечат антибиотиками. Часто пациентам говорят сдавать секрет предстательной железы, но этот анализ сам по себе нередко дает ложноположительный результат. И даже в том случае, если анализ показал отрицательный результат, пациенту все равно могут назначить антибиотики. Лучше не становится, тогда эти антибиотики начинают менять на другие, и так далее. Так делать не нужно.
Часто с самого начала назначают курс массажей предстательной железы, лазерное облучение, вибротерапию. Все это не рабочие методы. То же касается и фитопрепаратов, различных БАДов, а также ректальных свечей. Я не буду называть конкретные средства, но все свечи, которые существуют, бесполезны при лечении простатита. Ни одним научным сообществом свечи не зарегистрированы как метод лечения. Мы можем использовать свечки, когда у человека геморрой.
Как пациенту понять, что его лечащий врач некомпетентен?
Н.К. : Если пациент отмечает связь обострения болевых и других дискомфортных ощущений со стрессом, а врач ему на это говорит, что он себе придумывает, это явный повод сменить специалиста. Психологическое здоровье отдельно от нашей физиологии не существует.
Еще один подозрительный признак — врач особо не слушает ваши жалобы, а сходу ставит диагноз. Например, делает УЗИ предстательной железы и по результатам этого исследования заявляет, что у вас простатит. По УЗИ мы не можем поставить диагноз. Это метод визуализации, который должен интерпретироваться вместе с клиническими проявлениями, анализами. Если вам говорят, что у вас какие-то изменения, камни в предстательной железе и все это вызывает жалобы, и поэтому вам нужно делать массаж простаты, то это всегда попытка развести на деньги.
Если вы пришли с жалобой на простатит, а вам начали исследовать гормоны, то это, скорее всего, тоже попытка развести на деньги. Анализы на тестостерон, ГСПГ вообще никак не относятся к тазовой боли. Мы можем назначить анализы на гормоны, если есть проблемы с либидо, эрекцией, мы видим, что пациент немолодой, его тело как-то изменилось. Но не в случае с жалобами, которые возникают при хроническом простатите.
Н.Х. : Как вы думаете, почему лечение хронического простатита представляет такую сложность?
Н.К. : Одна из главных проблем — отсутствие клинических рекомендаций по лечению тазовой боли. Новые рекомендации по лечению хронического простатита есть, но они касаются только бактериальных форм. Тем не менее, если бы их использовали врачи, уже было бы хорошо. Хотя бы лишнего не назначали. Но чаще всего урологи продолжают лечить так, как научились.
Вторая проблема — экономическая выгода. Это актуально для частных клиник. Если пациенту назначить курс из 10 массажей, 10 лазерных процедур, повторную консультацию через месяц, повторное УЗИ через два месяца, то на выходе с одного пациента можно зарабатывать по 700 тысяч тенге.
Вообще, хроническая тазовая боль воспринимается многими урологами как несерьезная урология. Врачам престижнее заниматься хирургией, простаты оперировать, почки удалять, это считается «большой» урологией. Даже на зарубежных конференциях можно увидеть, что на выступлениях по амбулаторной урологии, где идет речь о хроническом простатите, хроническом цистите, сидят 2-3 человека в зале. Как только начинается часть, где обсуждают операции, зал набивается битком. Операции считаются более престижными, крутыми, денежными. Так что когда девушки говорят, что женское тело никто не изучает, потому что никому не интересно, то могу сказать, что мужское тоже не изучают.