Открытие центра ООН в Алматы говорит о мировом признании Казахстана — Антон Евстратов

Президент Казахстана Касым‑Жомарт Токаев и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подписали межправительственное соглашение о создании Регионального центра ООН по целям устойчивого развития (ЦУР) для Центральной Азии и Афганистана — важнейшего инструмента для укрепления многостороннего сотрудничества в регионе. Это событие стало важным этапом в развитии стратегического партнёрства между Казахстаном и ООН.
Соглашение официально закрепляет учреждение Центра, который сосредоточится на решении ключевых вызовов региона: экологических проблем, вопросов продовольственной безопасности и поддержки устойчивости в Афганистане. Как отметил глава государства, Центр не только усиливает уже существующие инициативы, но и нацелен на удовлетворение реальных потребностей жителей региона, способствуя более тесной региональной интеграции и обмену опытом между странами Центральной Азии. Подробней о значимости данного решения мы побеседовали с историком, доцентом Института востоковедения Российско-армянского университета Антоном Евстратовым.

— Каковы ключевые итоги визита генерального секретаря ООН в Казахстан и значение подписанного соглашения для нашей страны?
— В первую очередь, стоит отметить, что визит генсека ООН в Казахстан имеет высокое имиджевое значение. Международный чиновник такого уровня, посещающий республику и открывающий на ее территории центр ООН, его комплиментарные по отношению к Казахстану и его руководству слова — все это важные факторы информационного обеспечения как проходящих в республике внутриполитических и экономических реформ, так и ее внешней политики. Вместе с тем надо понимать, что ООН в последнее время имеет не только все меньше субъектности, но и все более скромный инструментарий решения мировых конфликтов и иного рода международных проблем — резолюции организации зачастую не выполняются, да и сама ее структура и логика принятия этих резолюций таковы, что она едва ли способна адекватно реагировать на опасности современного, все более сложного, мира. Да, ООН — все еще наиболее крупная и мощная международная организация, но ее работа все же несколько формальна. Это не плохо, а просто объективная реальность, и визит Гутерриша в данном смысле можно оценивать и как некое признание успехов Казахстана мировым сообществом в целом, формальным и публичным гласом которого остается ООН и лично ее генеральный секретарь.
— Можно ли рассматривать это соглашение как признание Казахстана лидером устойчивого развития в регионе?
— Антониу Гутерриш отметил, что открытие Центра символизирует новую эру сотрудничества в Центральной Азии, основанную на общих приоритетах и совместных решениях, назвав Казахстан миротворцем и мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Это говорит о признании успехов Казахстана мировым сообществом. Здесь речь, впрочем, не столько об объективном характере этих успехов, сколько об их пользе для мирового сообщества, которое и олицетворяет ООН. Фактически, эти слова о том, что Астана важна, удобна и делает все правильно в глазах тех стран, которые сейчас выступают лидерами в Организации.
— Почему именно Казахстан и Алматы были выбраны площадкой для размещения Регионального центра ЦУР?
— Сам Гутерриш не скрывает эти факторы — прежде всего, расположение и транзитная роль Казахстана. Кроме того, не следует забывать об относительном богатстве республики на фоне соседей, причем как ресурсном, так и индустриальном, а также очевидной готовности Астаны идти на самые разные внешнеполитические контакты, диверсифицируя и свою политику, и свою экономику. Немаловажное значение в повышенном интересе ООН и открытии ее центра именно в Алматы сыграло и отсутствие у Казахстана вооруженных конфликтов с соседями и иными странами, а также постоянный интерес руководства республики к международной проблематике и разрешению мировых проблем. Вспомним, к примеру, знаменитый «Астанинский формат» урегулирования сирийского конфликта, весьма перспективный в свое время, на мой взгляд. Вряд ли в этих и иных сферах у Казахстана в его регионе есть серьезные конкуренты.
— Как бы Вы охарактеризовали политический курс президента Касым-Жомарта Токаева? Как он влияет на внутреннюю ситуацию в стране и на позиции Казахстана на международной арене?
— Судя по инициируемым реформам и преобразованиям в стране, Касым-Жомарт Токаев проводит диверсификацию во всех смыслах. Мы наблюдаем изменения в сфере экономики, политики (внешней и внутренней), образования, культуры и иных направлениях. Все это имеет довольно очевидную логику — Казахстан транзитное государство, обреченное на равноудаленную политику по отношению к различным странам, блокам, центрам силы, бизнес-партнерам, а также видениям мира, идеологиям и концепциям. И чем шире в действующих условиях будет эта диверсификация, тем успешнее видится руководству страны ее настоящее и будущее.