
Известный экономист, управляющий партнер компании Visor Kazakhstan Алмас Чукин назвал курс 540–560 тенге «новой реальностью». К концу 2026 года эксперт прогнозирует ослабление тенге до 600 за доллар.
Основная причина падения курса тенге к доллару – рост инфляции, вызванный увеличением денежной массы, обгоняющим реальные возможности экономики, считает Чукин.
По его данным, в 2024 году ВВП Казахстана номинально вырос со 119 до 137 трлн тенге (+15%), реальный рост составил 4,8%. При этом денежная масса М3 увеличилась на 19,2% – с 38 до 45 трлн тенге, что считается высоким уровнем. Эти средства поступили в экономику в основном за счет вливаний из Нацфонда, которые никак не созданы реальной экономикой.
«Денег становится сильно много, внутреннее производство не поспевает за растущим спросом, нарастает внутренняя инфляция, после чего импортные товары начинают становиться привлекательнее по цене, спрос перемещается на импорт, что вызывает рост спроса на валюту. А валюты не хватает, и ее цена начинает расти», – написал Чукин в Facebook.
Экономист прогнозирует, что курс будет плавно приходить к базовому уровню 540– 560 тенге за доллар, а к концу 2026 года достигнет отметки около 600. По его оценке, ежегодное ослабление составит 6-8% (40–50 тенге).
«Обычно после летних пиков тенге укрепляется к февралю-апрелю, но важен общий тренд, а он определяется внутренней стоимостью нацвалюты. А стоимость снижается, в этом году инфляция съест еще 11-12%. По моим наблюдениям в среднем коэффициент коррекции где-то 0.4, то есть на каждые 10% инфляции курс снижается на 4%», – отметил Чукин.
Дополнительное давление на тенге окажут:
- падение цен на нефть к $60 за баррель и рост импорта;
- отток капитала и отрицательный платежный баланс;
- планы правительства по расширению госинвестиций, которые увеличат денежную массу;
- меры по дедолларизации, снижающие предложение валюты на рынке.
Он отметил, что валютный рынок Казахстана остается уязвимым: 30-40 компаний обеспечивают основную часть продаж валюты, и при их сдержанном поведении котировки могут резко колебаться. В таких условиях Нацбанк, по его мнению, мог бы сглаживать скачки курса, проводя небольшие, но регулярные интервенции.