В Казахстане разгорелся спор о зарплатах в $1 млн для топ-менеджеров

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
В Казахстане спорят, достойны ли топ-менеджеры $1 млн в год / Сгенерировано нейросетью, бильд-редактор: Дина Карамчакова

Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов считает нормальным для топ-менеджеров в Казахстане получать $1 млн в год. Свое мнение он выразил в ответ на публикацию «Курсива». 

Ранее «Курсив» сообщил, что золотодобывающая компания «Алтыналмас» выплатила своим членам правления 2,5 млрд тенге в 2024 году. Всего в исполнительный орган компании входят пять человек. При грубом подсчете каждый из них получает 500 млн тенге в год, или $1 млн. Это сумма включает зарплату, премии и бонусы. 

Олжас Байдильдинов отметил, что «Алтыналмас» входит в топ-3 золотодобывающих компаний Казахстана. Страна занимает 6-е место в мире по уровню добычи с показателем 130 тонн, уступая Китаю, Австралии, России, Канаде и США. 

Эксперт подметил, что в 2024 году выручка «Алтыналмас» выросла на 29% – до 622 млрд тенге, а чистая прибыль – более чем в два раза, до 176 млрд тенге. Кроме того, компания предоставила ключевому персоналу акции еще на 21,3 млрд тенге ($46 млн). 

«Для крупного корпоративного сектора это хорошее вознаграждение – $1 млн в виде зарплат и бонусов и $9 млн акциями на каждого члена правления. А сколько по вашему мнению должны зарабатывать топ-менеджеры, обеспечивающие рост доходов, те, которые не воруют у акционеров и препятствующие таковому со стороны других работников и управленцев? На мой взгляд, адекватное вознаграждение для компании с выручкой почти в $1,4 млрд в год», – заявил Байдильдинов. 

На фоне этих цифр Байдильдинов упомянул доходы топ-менеджмента нацкомпании «КазМунайГаз». По официальным данным, в 2024 году вознаграждение одного члена правления КМГ составило около $108 тыс., а члена совета директоров – $50 тыс в год. Это лишь 0,004% от чистой прибыли компании, которая в 2024 году достигла $2,3 млрд, заявил эксперт. 

«В китах средний уровень менеджеров получают по $20-30 тыс. в месяц, замы первых руководителей – примерно $50 тыс. в месяц. Разве это справедливо с точки зрения развития нашей нацкомпании? Конечно, нет», – добавил Байдильдинов. 

​​Он отметил, что КМГ, как и другие доходные нацкомпании, получают слишком низкое вознаграждение по сравнению с масштабами этих компаний, зоной ответственности и необходимыми компетенциями для управления такими крупными структурами. По его мнению, необходимо пересмотреть зарплаты топ-менеджеров квазигоссектора.

Читайте также