
31 тенге из 102 тенге за литр сжиженного нефтяного газа (автогаза), продаваемого на автогазозаправочных станциях (АГЗС) Алматы, приходится на газонаполнительные станции (ГНС) и сами заправки, сообщил директор ТОО «Nomad-Gas LPG», входящего в Казахстанскую топливную ассоциацию (КТА), Жубан Шиназбеков.
«Если разобрать, к примеру, действующую в июле розничную цену на автогаз в Алматинском регионе – 102 тенге за литр, – важно понимать, из чего она формируется. В эту сумму входит, прежде всего, оптовая закупочная цена на заводе-поставщике – 33 тенге за литр. Еще 38 тенге – это стоимость доставки газа в Алматы железнодорожным транспортом. Таким образом, остающаяся разница в 31 тенге за литр — это валовый доход ГНС и АГЗС (доход до операционных расходов)», — сказал он в интервью КТА.
По его словам, из этой маржи покрываются их операционные расходы: зарплата сотрудников, налоги в бюджет, аренда земельных участков под установку газовых моноблоков, затраты на топливо, обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств, охрана объектов, административные и прочие издержки.
«В итоге доходы от хозяйственной деятельности едва позволяют достигнуть точки безубыточности – особенно в несезон, когда работа в убыток становится для автогазового бизнеса скорее нормой, чем исключением. В результате, чистая прибыль либо минимальна, либо вовсе уходит в минус», — заявил Шиназбеков.
Он отметил, что ГНС и АГЗС только в Алматинском регионе обеспечивает рабочими местами тысячи человек, развивая инфраструктуру для потребителей газа (сеть АГЗС), и ежемесячно внося в бюджет сотни миллионов тенге в виде налогов.
К производителям и поставщикам автогаза, напомнил он, относятся нефтеперерабатывающие (Атырау, Шымкент и Павлодар) и газоперерабатывающие заводы («Жаикмунай», КазГПЗ, «СНПС-Актобемунайгаз»), обеспечивающие выпуск основного объема газа.
ГНС представляют из себя крупные резервуарные комплексы (от 300 до 2000 тонн), расположенные во всех областях Казахстана, предназначенные для приема и слива вагонов, хранения и последующей отгрузки газа на автогазозаправочные станции. А АГЗС это объекты, непосредственно осуществляющие заправку автотранспорта сжиженным газом.
По его словам, автогаз в Алматы нередко доставляется из Актобе, поэтому логистика становится самой дорогой в цене топлива. Хотя логичнее было бы поставлять сжиженный газ на юг страны с Шымкентского НПЗ. Такое неэффективное распределение потоков, отметил глава компании, существенно увеличивает логистические издержки и, как следствие, отражается на конечной себестоимости продукта.
«Министерство энергетики повышает розничную цену – и это, безусловно, положительный шаг для отрасли. Он дает бизнесу шанс хотя бы частично восстановиться после длительных убытков, вызванных постоянными экспериментами и регулированием отрасли. Однако параллельно КТЖ увеличивает тарифы на перевозку. В итоге весь потенциальный прирост маржи, который мог бы стать реальной прибылью, фактически «съедается» новыми затратами на железнодорожную логистику», — заявил Шиназбеков.
Глава компании заявил, что не гонится за сверхприбылью, а просто хочет работать без убытков, имея «нормальную» доходность.
С 1 августа по приказу министра энергетики в Казахстане выросли предельные розничные цены на сжиженный газ. В частности, в Астане и Алматы цены на автогаз выросли на 9,8%, с 102 тенге до 112 тенге за литр, в Шымкенте рост составил 13,3%, до 102 тенге за литр. 85 тенге за литр автогаз стоит в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях. А для Мангистауской области, где в начале 2022 года прошли газовые бунты, перешедшие в массовые беспорядки, названные «Кантаром» с человеческими жертвами, установлена минимальная цена по Казахстану в 72 тенге за литр.