Плач по близким и стране в фильме Joqtau

Опубликовано 10 августа 2025 12:07

Дмитрий Мостовой

Дмитрий Мостовой

Фото: кадр из фильма Joqtau, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Спустя год после своей премьеры на одном из крупнейших мировых фестивалей, в швейцарском Локарно, до отечественного проката наконец добралась картина Joqtau. За это время дебют режиссера Аруана Анартая успел побывать на многих других фестивалях – от Сиэттла до Бишкека, везде получил хорошую прессу и заработал несколько призов. Но в прокате фильму это вряд ли поможет.

На первом кинотеатральном сеансе Joqtau в зале один человек – автор этого текста. На все вечерние сеансы в пятницу, по состоянию на 16:00, продано семь билетов. В общем-то, ничего удивительного: подобное кино у казахстанских зрителей большим успехом не пользуется, а популяризировать его особо никто и не собирается, включая самих создателей фильма.

Фото: кадр из фильма Joqtau, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Прокат Joqtau, видимо, продлится лишь одну неделю; рекламы – ноль (но, понятное дело, на это нужен бюджет); продвижение, скорее всего, осуществляется через знакомых, как и организация премьеры. Можно ли здесь ожидать какого-то результата? Да и нужен ли он кому-то?

Меж тем Joqtau снят при финансировании Государственного центра поддержки национального кино, то есть, проще говоря, на бюджетные деньги. И, в общем-то, хотелось, чтобы это самое национальное кино продвигалось не только на фестивальных площадках для иностранного зрителя, но и для своего собственного. Впрочем, это далеко не первый случай, когда фильмы, снятые через ГЦПНК, бросаются в прокат буквально наобум: выплывет – выплывет, не выплывет – да и шут бы с ним.

По сюжету, парень по имени Дархан спустя семь лет отсутствия на родине незапланированно возвращается в Казахстан вместе со своей девушкой Леной. Воспитывавший Дархана сызмальства ата Сагат предчувствует скорый уход и везет внука в родные места, где каждый из трех героев переживет свой внутренний катарсис.

Еще во время просмотра становится понятно, что Joqtau – очень личное для Аруана Анартая кино. Это подтверждается несколькими интервью режиссера-дебютанта, который тоже учился за границей, имел серьезную ментальную связь с дедушкой, и сама идея создания фильма появилась после ухода ата.

Обилие личных факторов и эмоциональных переживаний – отличительная черта многих дебютных киноработ. Вопрос в умении сделать это личное понятным и близким зрителю. У Аруана Анартая получилось, но дело не только в том, что сама потеря близких – универсальная тема. Joqtau – медитативное, эстетические выверенное кино с рефлексией автора на многие темы.

И кино, необычно сделанное. Здесь нужно отметить не только режиссёрскую работу, но и операторскую – Айгуль Нурбулатовой. Многие ракурсы и кадры насколько оригинальны, настолько и метафоричны. К примеру, мы видим дорогу через небольшой фрагмент ветрового стекла автомобиля из-за спин сидящих сзади; историю семьи – через фото в альбомах на весь экран; разговор Дархана с дедушкой через зеркало – как предвестник будущего ухода, и, перекликаясь, зеркало же будет завешено тканью ближе к финалу картины…

Оригинально выстроена и сама конструкция фильма. Повествование местами нелинейно, а переживания героев, их внутреннее состояние передано разными формами: Дархана – через монологи на камеру и фотоснимки, сделанные в этом своеобразном путешествии Леной; самой Лены – через закадровые тексты; ата Сагата – через короткие реплики и рассказы и, конечно, через песни.

Фото: кадр из фильма Joqtau, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

К сожалению, актерский ансамбль в Joqtau не складывается. Исбек Абильмажинов, блестяще сыгравший Сагата, Ермек Шынболатов, исполнивший роль Дархана, и россиянка Ирина Балкова, действительно впервые оказавшаяся в Казахстане, представляют не только разные поколения и школы, но и будто разные уровни мастерства. Впрочем, может быть, режиссером ансамбль и не замышлялся – чтобы усилить конфликт. Однако, если визуальная гармония в Joqtau есть, то исполнительской – увы, нет.

Другая, помимо личного вклада, традиционная особенность дебютного кино – попытка затронуть слишком много тем, зачастую та самая попытка объять необъятное. В Joqtau, как и в другом недавнем дебюте, Sasyq Ердена Телемисова, она тоже проявляется. Поверхностными, неглубинными уколами Аруан Анартай обозначает в своей картине болевые точки современного казахстанского общества. Знание и развитие казахского языка, противоречие традиционных казахских обычаев и норм ислама, межнациональные браки, но дальше пунктирного очерчивания дело не заходит.

И еще одна – перекликающаяся с предыдущей – черта Joqtau. Покойного ныне Ким Ки Дука на родине в свое время обвиняли в том, что он снимал нарочито «фестивальное кино» – кино, в котором многие моменты были направлены, прежде всего, на иностранного зрителя. Создается ощущение, что в фильме Аруана Анартая тоже немало подобных штрихов. Фрагментов, которые казахстанскому зрителю не требуются (и уж тем более – не требуется их азбучное объяснение), но которые как бы показывают зарубежной публике на фестивалях: «Вот, смотрите, такой наш Казахстан, такие наши традиции». Чаще подается это через объяснения, даваемые Лене, и в какой-то момент кажется, что только за тем она и введена в сценарий.

И все же Joqtau – это, безусловно, удачный, очень красивый и трогательный дебют.

Читайте также